Елена Николаевна Мирончук
Работа с родителями в творческих мастерских
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями в творческих мастерских
Очень важно сделать родителей своими партнерами и союзниками, объединить усилия в одном важном деле, воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Без сотрудничества полноценной работы быть не может. Партнерство коллектива ДОУ, родителей, попечителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.
Публикация «Работа с родителями в творческих мастерских» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Родители и педагоги первые учителя в жизни каждого малыша! И именно от их взаимодействия и слаженной работы зависит успех развития каждого ребенка!
При организации взаимодействия с родителями в рамках новой философии я в своей работе соблюдаю следующие принципы:
- открытость ДОУ для семьи (обеспечиваю возможность знать и видеть как живет и развивается их ребёнок);
-принцип сотрудничества педагогов и родителей (все делаем сообща для развития и воспитания детей-это развивающая среда, экскурсии, праздники и другое);
-принцип диалога – это основной принцип общения и взаимодействия с родителями, но при этом я соблюдаю некоторые правила:
1. НЕ ООБВИНЯЮ РЕБЁНКА В ПЛОХОМ ПОВЕДЕНИИ В ОТСТАВАНИИ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ, если такие факты имеются, то об этом говорю очень тактично выбирая время и расположение родителей к диалогу.
2. НЕ СРАВНИВАЮДЕТЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ.
3. ДАЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ТАК. ЧТОБЫ ИХ ПРИНЕМАЛИ (тактично все детально обосновывая).
- принцип отказа от критики (умею выслушать критику как в свой адрес, так и в адрес своих коллег- принцип культуры и взаимоуважения:
1. соблюдаю субординацию;
2. Всегда помню, что педагог выше на ступень, чем родитель, т. к. педагоги оказывают образовательную услугу и она должна быть оказана квалифицировано.
Соблюдая вышеизложенные принципы выстраиваю взаимодействие с родителями пользуясь в своей работе классификацией, которую предлагает Таисия Владимировна Кротова.
А именно, это:
I. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ.
II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ.
III. ДОСУГОВЫЕ.
IV. НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ.
Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями
Цель использования: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Формы проведения общения:
-Проведение социологических срезов опросов- изучение данных по проблеме.
- «Почтовый ящик» -куда родителями помещаются записки с волнующими их вопросами, по запросам организовываю мероприятия, даю ответы на вопросы.
-Индивидуальные блокноты- делаю записи предназначенные для родителей сообщая семье о здоровье, настроении поведении ребёнка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию, родители в свою очередь сообщают о семейных праздниках, традициях, могут отмечать, что их интересует в воспитании и развитии ребенка и др)
Познавательные формы взаимодействия с родителями
Цель использования: ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Формы проведения общения:-Тренинги – тренинговые упражнения помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком. Родитель вовлекаемый в психологический тренинг, начинает постигать новые истины в общении с малышом;
-Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме- (круглый стол, мастер-класс, педагогическая гостиная, деловая игра и др.).
-Мини-собрания – провожу тогда, когда один вопрос интересует не большую группу родителей Оформление потрфолио, мастер классы по запросам, возрастные особенности и др.
-Педагогическая библиотека для родителей – подборка материала и рекомендаций по проблеме.
-Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры – в процессе игры участники не просто впитывают определённые знания, а конструируют новую модель действий и отношений с детьми. Видят ситуацию со всех сторон
Досуговые формы взаимодействия с родителями
Цель использования: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
Формы проведения общения:
-Совместные досуги, праздники;
-Выставки работ родителей и детей;
-Благотворительные акции – «посади дерево», «помоги птицам», «чистый двор», «подари детям радость» (детский городок, горка, новые игрушки)
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские формы взаимодействия с родителями
Цель использования: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Формы проведения общения:
- Информационные проспекты для родителей;
-Памятки, буклеты;
-Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей;
-Дни (недели) открытых дверей;
-Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;
-Выпуск стенгазет;
-Организация мини-библиотек.
Взаимодействие с родителями для меня одно из самых сложных и интересных направлений в моей работе.
А для успешного взаимодействия я всегда придерживаюсь вышеуказанных принципов и конечно мотивирую родителей на дальнейшее плодотворное сотрудничество, например:
-провожу конкурсы, выставки, по итогам награждаю детей и родителей, как призами, так и грамотами.
-создаю атмосферу, где преимущественно преобладает дух соревнования.
-совместно с родителями создаю портфолио дошкольника, которое уже требуют при поступлении в школу.
Сейчас я хочу представить вашему вниманию совместное творчество детей, родителей и педагогов в слайдовой презентации (показ выставок проводимых в группе, предметно-развивающая среда и др.). Вся работа основана на пятиступенчатой модели интеграции в соответствии с комплексно-тематическим планированием, выставки работ – досуговая форма организации взаимодействия и пятая ступень модели интеграции представление творчества как завершающий этап по тематике (увидеть услышать, оживить, обыграть и выйти на творчество).
Сейчас я вам хочу продемонстрировать как я выстраиваю работу с детьми, какие формы работы выбираю, чтобы получить конкретный результат, а именно выход на творчество, вовлекая в творческий процесс детей родителей и педагогов. Ведущей идей работы с детьми является целостное развитие личности через раскрытие внутреннего потенциала ребёнка с учётом его индивидуальности. Поэтому в своей работе за основу беру 4 блока, которые открывают для ребёнка мир познания и исследования.
1. РАСТЕНИЯ, ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.
2. МИР ЖИВОТНЫХ.
3 МИР ЧЕЛОВЕКА.
4. ЗДАНИЯ,ТРАНСПОРТ.
По данной модели в нашем ДОУ воспитателями, разработаны перспективные планы в соответствии с тематическими неделями, согласно блокам и пятиступенчатой модели.
Сейчас я хочу представить данную программу на своём педагогическом опыте. Для примера возьмём блок первый «Растения, явления природы» и хочу вам предложить тему: «Садовые и полевые цветы».
Ступень первая:
ОЖИВИТЬ. Расширить границы для исследования пахнущей, звучащей природы; в момент ее восприятия размышлять сопоставлять с разными признаками (запах ромашки, петунии) и т. д. Уметь вычленять времена года, время суток.
На основе сравнительного анализа вычленять закономерности строения, формы, цвета расположения различных видов растительного мира.
Развивает речь-умозаключение, наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать экологическую культуру у детей, доброту.
Ступень вторая
УВИДЕТЬ. Рассматривание вышивки, плетения со сказочными цветами, картины художников-пейзажистов, натюрморты, отмечать какими средствами техники, материалами пользуются художники, догадаться в какой последовательности они изображали объекты.
Собирать коллекции марок, открыток и другое по теме (С родителями)
Развивает эстетическое восприятие, эстетическую оценку, планирующие мышление, познавательный интерес, фантазию, речь-описание, целенаправленность, творческую речь.
Ступень третья.
УСЛЫШАТЬ. Развивать способность переживать образ природы, услышанной в стихах, песне, музыке, и ярко, полно выразительно передавать в речи и другими способами. После прослушивания музыкальных пьес П. И. Чайковского «Времена года» проводиться игра типа «Что тебе рассказала весна»(лето, осень, зима) и др. Придумывание загадок.
Развивает эстетическое восприятие, эстетическое суждение, образное внимание, мышление и воображение.
Посещение концертов в детском саду, с родителями концертных залов и составление рассказов о своих впечатлениях, образах, кот. Возникли при прослушивании.
Ступень четвертая.
ОБЫГРАТЬ. Развивать способность осознанно владеть своим телом с помощью движения теля, рук создавать выразительные образы природы и ее состояния (луговые цветы на рассвете, цветы в жаркий день, распустившийся бутон, вялый цветок, бутон и т. д.).Владеть своим лицом, подчинять мимику задаче изображения состояния образа, настроения, иногда сочетать с движением тела. Создание образов сказочных героев: «Посмотри и угадай что испытывает цветок во время дождя после жаркого дня», «Цветы под снегом», «Только что распустившийся бутон» и т. д.
Д/И на заслонение «Кто пролетел мимо цветка», «Кто спрятался в лепестках цветка» и т. д. (Выяснить, что видно у одного и не видно у другого).
Развивает образное мышление, в основе которого лежит поисковая деятельность, воображение, речь-рассуждение. Анализирующее восприятие, увлеченность, речь-описание.
СДЕЛАТЬ. Накопленные зрительные образы и представления детей о растениях и природных явлениях служат хорошим основание для наилучшего осознанием ребенком своего замысла и появление интереса к созданию образа в изобразительной деятельности.
Примерные темы в усложнении: «Много цветов в парке», «Пышно цветущие цветы на клумбе», «Цветы в траве», «Ромашки в букете», «Цветы в корзине» и др.
Размышление о замысле при создании образа растений и др. явлений (объектов) природы. Например: формат, технику, расположение, передача связи между второстепенными и главными предметами сюжета.
В процессе развиваются: самодеятельность, планирующее мышление, монологическая речь, речь-планирование, поисковая деятельность, образное мышление, а также доброжелательность и коммуникативные способности.
Пройдя пять ступений мы видим конкретный результат и выход на творчество, что крайне необходимо для раскрытия личности ребёнка и дальнейшего формирования положительной «Я» концепции.