Александра Фасхиева
Работа с родителями в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями в период адаптации.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение долгого времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Я поставила цель и задачи.
Публикация «Работа с родителями в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Цель работы: обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
Задачи:
1. Оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
2. Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
3. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Весь адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:
Подготовительный - его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
Основной (на этом этапе в работу включается педагог, т. к. главная задача этого этапа - создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.
Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.
Очень важно, чтобы родители в период адаптации относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами. Родителям следует знать, что ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. Поэтому дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить с ребенком в гости и принимать их у себя дома. Не рекомендуется посещение развлекательных центров и других шумных мест. Желательно поменьше пользоваться телевизором, создавать ребенку условия для дополнительного сна. Игры предпочтительны тихие, невозбуждающие.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Можно использовать следующие формы работы детского сада с семьей:
-беседы;
-родительские собрания;
-анкетирование;
-посещение на дому;
-выставки;
-папки-передвижки;
-консультации;
-присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;
-укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода;.
-сайт ДОУ;
-семинары-практикумы;
-подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
-выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Взаимодействие психолога и воспитателей с родителями начиналось ещё до поступления ребёнка в детский сад и происходило с начального совместного ознакомления с данными медицинских карт каждого ребёнка. Разрабатывался график приёма детей.
Составлялись консультации и рекомендации.
1. Создание папки-передвижки «Ребёнок идет в детский сад» с рекомендациями для родителей, чьи дети впервые начинают посещать детский сад.
2. Создание буклетов-памяток с краткими рекомендациями, которые родители могут взять с собой и ознакомиться дома.
3. Проведение экскурсии по детскому саду и презентации всех помещений.
4. Проведение анкетирования родителей для первичного ознакомления с детьми.
5. Проведение тестирования на выявление готовности ребёнка к поступлению в детский сад.
6. Проведение родительского собрания на тему «Адаптация ребёнка раннего возраста к детскому саду».
7. Проведение индивидуального и группового консультирования родителей воспитанников первой младшей группы.
Приложение.
Памятка «Как помочь ребенку быстро привыкнуть к детскому саду?»
1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.
2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой, а так же ритуал встречи.
3. По возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
4. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
5. Разрешите ребенку брать с собой в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
6. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
7. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
8. Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).
9. Создайте спокойную бесконфликтную обстановку в семье.
10. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.
11. Будьте терпимее к его капризам.
12. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.
13. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
14. Не скупитесь на похвалу.
15. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.