татьяна пиляева
Работа с родителями по развитию зрительно-моторных координаций в рамках подготовки к письму дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
ТНР у детей чаще всего проявляется на фоне моторной алалии и дизартрии, в структуру дефекта которых входит нарушение мелкой моторики. При моторной алалии встречаются такие неврологические симптомы, как апраксия- расстройство произвольных движений, чаще всего тонкой и артикуляционной моторики, ребенок затрудняется выполнять действия, требующие дифферецированных движений пальцев. Зрительная агнозия - расстройство зрительного узнавания, которое проявляется в избирательном нарушении дифференциации предметов по цвету, форме, величине, дифференциации геометрических фигур, неузнавании цифр и букв. Мелкая моторика у таких детей отличается общей неловкость, недостаточной координированностью, затруднением в точности движений, трудностью переключения от одного движения к другому, у них с задержкой развивается готовность к письму. Для детей с дизартрией характерна недостаточность в развитии зрительно- пространственного гнозиса и праксиса, что проявляется в дисграфиях и дислексиях.
Публикация «Работа с родителями по развитию зрительно-моторных координаций в рамках подготовки к письму дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Несформированность зрительно – моторной координации может негативно отразиться на учебном процессе и психике ребенка, так как в школе дети много работают по визуальным образцам: списывание с доски, из книг, прописей и других пособий. Успешное выполнение такого рода работы возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторики пальцев ведущей руки. Связи между зрительным анализом и движением руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Поэтому овладение общими моторными навыками, зрительным восприятием, пространственной ориентировкой и представлениями, умением отражать их в речи являются важными показателями готовности к обучению в школе.
В содержание подготовки дошкольников к письму входит формирование следующих предпосылок:
нормативное овладение устной речью (в ее фонетическом и лексико-грамматическом оформлении);
владение элементами грамоты;
достаточный уровень сформированности оптико- пространственных ориентировок;
сформированность базовых графомоторных навыков.
Несформированность какой-либо из указанных предпосылок может вызвать нарушение процесса овладения письмом, чтением в школьном возрасте. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо вести профилактическую работу, которую в той или иной степени реализуют все участники педагогического процесса, в том числе и родители.
Коррекционная программа для детей сТНР Нищевой предусматривает включение заданий по развитию зрительно-моторных координаций. Задания, упражнения, игры по развитию зрительно-моторных координаций планируются и проводятся с учетом изучаемой лексической темы и буквы, в соответствии с возрастом и возможностями детей. Параллельно работе с детьми проводиться работа с родителями : разъяснительные беседы, практикумы, тренинги, круглые столы. Взрослым объясняются причины нарушений и цели профилактической работы, родители под руководством логопеда или совместно с детьми выполняют эти задания, а затем в условиях домашней работы совместно с детьми.
Задания на развитие предметного и буквенного гнозиса:
-классификация предметов по величине, цвету, форме;
-узнавание предметов по контурам, узнавание недорисованных предметов, перечеркнутых изображений;
-упражнения на формирование зрительного слежения в различном направлении, указанного стрелками;
-выделение предметных изображений наложенных друг на друга.
-нахождение отличий между рисунками;
-зрительное слежение слева на право, нахождение заданного предмета среди ряда других.
Упражнения на развитие буквенного гнозиса (восприятие цвета букв, формы, размера и величины букв) проводятся со старшего возраста. Направления:
-нахождение буквы среди ряда других;
-конструирование букв из палочек, бумаги, пластилина, из элементов;
- называние букв перечеркнутых дополнительными линиями;
-узнавание буквы по части ;
-определение буквы в неправильном положении;
-обведение контурных изображений;
- реконструирование букв путем добавления количества элементов или изменения их пространственного расположения (дописывание «поломанных букв»);
- выделение букв наложенных друг на друга;
- нахождение спрятанных букв на фоне основного изображения.
В процессе работы выполняется анализ букв, т. е. формируется умение определять: количество элементов, характеризовать элементы и их пространственное расположение.
Развитие зрительного мнезиса (игры и упражнение на уточнение и расширение объема зрительной памяти) :
-нахождение предметов или картинок, которые исчезли «Чего не стало?»
-запоминание предметов или картинок и их воспроизведение по памяти «Запомни, повтори»;
-запоминание букв, цифр или фигур, а затем выбор их среди других «Запомни и найди»
-нахождение перестановок, которые произошли;
-выкладывание букв в первоначальной последовательности;
Развитие мелкой моторики.
Для развития ручной мускулатуры даю задания с опорой на лексическую тему, вырежи и наклей в тетрадь диких животных, нарисуй свое любимое домашние животное, вылепи то, что нужно моряку для работы и т. д. Материалы, используемые дома для развития моторики могут быть разнообразны: природный материал, нитки, тесто, пуговицы, конструкторы, ножницы, бумага, пластилин и т. д. Для развития глазодвигательной функции слежения родителям рекомендуются игры с мячом (перебрасывание, метание в цель, бадминтон. В своей работе с детьми использую кинезиологическую гимнастику – это упражнения для развития межполушарного взаимодействия, которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, активизируют интеллектуальную и познавательную деятельность. Такие упражнения также даются для совместной деятельности дома.
Формирование пространственных представлений. Включает задание на формирование умений ориентироваться: в схеме собственного тела, в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета, относительно человека, стоящего напротив, на листе бумаги.
Для совместной деятельности родителей и детей предлагаются игровые упражнения на формирование умения ориентироваться на листе бумаги:
-раскладывание картинок в соответствии с инструкцией, а затем проговаривание местоположения всех картинок;
-выкладывание или рисование фигурок по образцу, проговаривание местонахождения каждой;
-выкладывание фигурок на листе бумаги по памяти;
- нахождение картинки на листе бумаги в соответствии с инструкцией;
-дорисовывание деталей картинки;
-копирование узоров по клеточкам;
- выполнение графического диктанта;
Формирование графомоторных навыков.
Графомоторный навык- это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Формирование этого навыка также тесно связано с умением прослеживать глазами движения руки. Для работы с детьми на дом предлагаются задания:
-проведение различных дорожек;
-прохождение лабиринтов;
-обведение трафаретов;
-соединение по точкам или штрихам;
-штриховка и т. д.