Наталья Лямова
Работа с родителями по музыкально-эстетическому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями по музыкально-эстетическому воспитанию
старших дошкольников.
Успешность музыкально-эстетического воспитания старших дошкольников в огромной степени зависит от тесного взаимодействия семьи и детского сада. С одной стороны, знание педагогами ДОУ особенностей и традиций семьи, стилей общения позволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка в детском саду, с другой — родители имеют возможность наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как осуществляется его музыкально-эстетическое развитие.
Публикация «Работа с родителями по музыкально-эстетическому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Присутствие родителей на всех мероприятиях, связанных с музыкально-эстетическим воспитанием детей, является для них своеобразной школой, где они учатся общаться с детьми, играя. Многое из того, что родители увидят во время открытых музыкальных занятий, проведения совместных с детьми праздников и развлечений, они перенесут в свой семейный досуг.
Только в том случае, если родители станут помощниками, союзниками детского сада в их очень непростой работе, осознав ее важность, возможен хороший результат. Участие родителей в жизни детей не только дома, но и в детском саду, обеспечит целостность педагогического процесса, поможет детям лучше усваивать музыкальный материал, а взрослым поможет осознать важ-ность всей этой работы.
Участие пап и мам в праздниках, развлечениях, в непосредственно организованной деятельности поможет снизить нагрузку на детей и позволит повысить качество музыкального развития детей. Благодаря взаимодействию музыкального руководителя с семьей, личному участию родителей в педагогическом процессе, использованию некоторых семейных материалов (аудио-, видео-, грамзаписей, книг, журналов, фотографий и др.) работа по музыкальному воспитанию детей становится интереснее, активнее. Участие родителей в праздниках не только в качестве зрителей, но и в роли исполнителей, организаторов очень сближает детей, родителей и педагогов.
Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными:
Открытые музыкальные занятия, на которых могут присутствовать родители. В зависимости от их количества можно предложить им не просто присутствовать на занятии, но и принимать в нем активное участие, например: стать участниками оркестра музыкальных инструментов, детских игр, инсценировок, танцев, исполнить вместе с детьми знакомую песню или спеть самостоятельно свою любимую песню и т. д.
Консультации по вопросам музыкального воспитания детей могут проводиться как индивидуально, когда есть необходимость в общении с отдельной семьей, (например, многие родители испытывают затруднение в том, как организовать музыкальное воспитание ребенка дома, на что оно должно быть направлено, какие методы и приемы в этом случае можно использовать, так и коллективно.
Родительские собрания могут быть посвящены тем темам, которые наиболее актуальны в данный момент для учебно-воспитательного процесса. На них могут обсуждаться вопросы, связанные, например, с подготовкой к совместному с детьми празднику, организацией совместного посещения музыкального спектакля, кукольного театра, циркового представления и т. д.
Семинар-практикум для родителей может быть посвящен разным темам, например, «Домашний оркестр музыкальных инструментов» или «Кукольный театр в семье» и др. Такие семинары можно организовать для родителей, которых интересуют данные темы.
Совместные праздники и развлечения, посиделки также являются очень эффективной формой работы с родителями. Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в их подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда найдутся среди родителей несколько энтузиастов, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике.
Привлечение родителей к подготовке к мероприятиям: сшить костюмы, сделать декорации к кукольному спектаклю или сказке, сделать для детского оркестра несложные музыкальные инструменты, подготовить необходимое оборудование на участке детского сада для проведения спортивного праздника и т. д.
Игровое взаимодействие детей и родителей «Музыкальные игры с ре-бёнком дома». Организация игрового общения. Цель: показать, как в усло-виях семьи может быть организовано общение родителей и детей с использо-ванием музыкальных игр.
Домашние поручения. На каждом музыкальном занятии дети получают посильное для них поручение, к выполнению которого обязательно должны подключаться родители. Выполняя его, дети закрепляют определённые на-выки, полученные на занятиях, и в то же время взаимодействуют с родите-лями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей естественный инте-рес к жизни ребёнка в детском саду.
Семейные музыкальные кроссворды и чайнворды. Разгадывая голово-ломки, дети закрепляют знания, полученные на музыкальных занятиях, тем самым вводя в курс жизни детского сада родителей. Отвечая на вопросы для взрослых, мамы и папы повышают свою компетентность в области искусства. А совместно проведённые за одним делом вечера объединяют всех членов се-мьи.
Задача родителей — содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулируя попытки детей к самостоятельным действиям. А задача музыкального руководителя детского сада состоит в том, чтобы научить родителей правильно и интересно организовывать в семье жизнь ребенка, создавая необходимую музыкальную среду, организуя семей-ный досуг.
Модель соучастия в организации музыкальной деятельности детей музыкального руководителя и родителей
Музыкальный руководитель Родители
1. Проведение музыкальных занятий разного типа: традиционных, доминантных, комплексных, развивающих. 1. Беседы с детьми о впечатлениях, полученных на музыкальных занятиях.
2. Обогащение внутреннего мира, чувств, нравственных качеств детей яркими музыкальными впечатлениями. Воспитание доброжелательных отношений в процессе различ-ных видов музыкальной деятельности. 2. Поддержка интереса к музыке и му-зыкальной деятельности.
3. Развитие эмоционального компонента восприятия музыки во всех видах детской музыкальной деятельности : слушании-восприятии, певче-ской, музыкально-ритмической, музицировании на инструментах. 3. Совместные походы с детьми в театр, на концерты.
4. Формирование умений и навыков по всем видам музы-кальной деятельности. 4. Организация условий для элемен-тарного музицирования.
5. Работа над формированием музыкального мышления детей, над усвоением теоретических понятий о музыке как виде искусства. 5. Организация условий для элементарного музицирования.
6. Стимулирование творческих проявлений детей, формирование
способов творческой деятельности. 6. Собирание домашней фонотеки, прослушивание грамзаписей с после-дующим обсуждением.
7. Проведение занятий-практикумов с воспитателями и консультаций для воспитателей и родителей по проблемам музыкального развития ребенка, совместных с родителями и педагогами праздников, вечеров отдыха, музыкально- театрализованной деятельности. 7. Участие в мероприятиях педагоги-ческого учреждения по проблемам музыкального развития ребёнка (дни открытых дверей, творческий отчёт, музыкально- литературные гостиные, различные формы организации кон-цертной деятельности).
Список литературы:
1. Горохова О. Семейные музыкальные головоломки // Музыкальный руководитель. - №6-2008. С. 78; №8-2008. С. 55.
2. Дейкина Т. Оформление уголка для родителей // Музыкальный руководитель. №8-2011. С. 59.
3. Лирнык А. Игровое взаимодействие родителей и детей «Поиграйте вместе» // Музыкальный руководитель. - №7-2011. С. 58.
4. Сабыбина В. Музыкальная семейка // Музыкальный руководитель. - №8-2008. С. 54.
5. Сухойкова Ю. Вечера отдыха с родителями // Музыкальный руководитель. - №2-2011. С. 61.