наталья шалимова
Работа с пластичными материалами в первой младшей группе. Пластилин, тесто, глина.
▼ Скачать + Заказать документы
Придя работать в детский сад, меня всегда тянуло к художественным – творческим занятиям лепке и рисованию. Дети в моей группе от 1,7 до 3 лет, я обратила внимание, что в период адаптации очень трудно детям успокоиться без родителей, а занятие лепкой очень отвлекают ребятишек от грустных мыслей. Перед началом занятия я говорю детям будем лепить то все дети с радостью бегут к столу и перестают плакать начинают рассматривать как я готовлюсь к занятию и спрашивают, что мы будем делать. По этой причине я взяла на себя работу в кружке и провожу еще и дополнительные занятия. Во время занятий в кружке можно лепить не со всеми детьми но дети услышав, кто, хочет лепить все равно бегут ко мне всей «гурьбой» и с радостным ожиданием усаживаются за стол - поэтому темой своего самоанализа я выбрала тему: «Лепка». Еще одна из причин это то, что родители не хотят давать детям пластилин или глину дома, так как это грязь нужно потом убираться, испорченные вещи поэтому родители лишают детей этого полезного и интересного для них занятия. А водить детей в студии или кружки не многие родители имеют возможность.
Публикация «Работа с пластичными материалами в первой младшей группе, Пластилин, тесто, глина,» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Задачи:
Обучающие
Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки собственной конструктивной деятельности с пластилином.
Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивающие
Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.
Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
Развивать мелкую моторику кистей рук.
Развитие речи.
Воспитательные
Воспитывать аккуратность в работе с пластилином
Воспитывать бережное отношение к продукту своего труда
Воспитывать трудолюбие и старание.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному искусству.
Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
Формировать навыки сотрудничества.
На начало года дети, особенно самые маленькие с трудом повторяют самые простые движения рук, но 2-3 занятия и они проделывают это с легкостью, и я вижу их желание лепить ещё и ещё, лепка становится их любимым занятием. Некоторых детей даже невозможно остановить даже после занятия они сидят и лепят, какое-то время.
Таблица: Освоение пластических материалов (наблюдения за группой)
Начало года Конец года
Месить Н В
Ставить отпечатки Н В
Отрывать кусок Н В
Отщипывать кусочки Н В
Соединение Н Н
Сминать Н В
Сжимать Н В
Сплющивать Н В
Таблица: создание простейших форм (динамика).
Начало года Конец года
Раскатывать цилиндр Н В
Раскатывать шар Н В
Сплющивание шара Н В
Процарапывание узоров Н В
Пропечатывание узоров Н В
Основной задачей в своей работе считаю создание условий для систематических занятий с постепенно усложняющимися заданиями и для того чтобы детям легко было постичь и применить новые знания не испугав при этом их излишними трудностями и потерей интереса к занятиям. Вызвать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании групповой работы и понимать свою роль в коллективе. Учу детей интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетаниях, таких как лепка-рисование, аппликация лепка, лепка в раскраске и сама при этом изобретаю новые сочетания идеи для детских работ. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально-коммуникативная», «Речевая», «Художественно- эстетическое развитие».
Для достижения своих целей знакомлю детей с русским народным творчеством с игрушкой дымковской, карго польской, филимоновская чтобы дети прикоснулись к удивительному миру народной игрушки. Конечно, не все игрушки лепим в силу своего возраста, но потрогать игрушку рассмотреть на картине расширяет детский кругозор, эрудицию, формирует при этом зрительные и тактильные навыки обследования, а для уточнения представлений о внешнем виде игрушки кормилицы, жар-птицы, барыни или свистульки. Учу детей возможности изображать детей знакомые явления природы на занятиях лепкой, такими как дождь или снег продолжая при этом знакомить с явлениями окружающего мира. Организовываю наблюдения во время прогулки за природными явлениями, такими как листопад, облака, снегопад и тому подобные явления. Показываю, на занятии процесс создания работы в игровой форме и всегда сопровождая потешкой, стихами или песенкой. Дети очень хорошо подражают мне, делая, свою работу и при этом могут выучить и потешку. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения действий во время занятия лепкой ведется непрерывный разговор с детьми. Такое игровое занятие стимулирует детей к диалогу и стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем стимулирует развитие диалоговой речи.
Провожу консультации и беседы с родителями по развитию у детей умений, навыков на занятиях лепкой.
На занятиях лепкой я решаю конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей моей группы.
Задачи:
Показать детям разнообразие пластических материалов глина, пластилин, тесто, влажный песок знакомить с их свойствами: пластичность, вес, отличительные черты пластилина и глины. Освоение пластических материалов месить, похлопывать, ставить отпечатки, отрывать, отщипывать. Еще учимся соединять вместе, мять, сжимать, сплющивать, делать углубление пальчиком. Важно, что занятие лепкой учит детей синхронизировать работу обеих рук сразу и координировать работу глаз. Учу создавать простейшие формы; раскатывать цилиндр, раскатывать шар и слегка видоизменять их сплющивать. Учимся пользоваться стекой для украшения своих работ.
После того как основные навыки сформированы у детей появляется больше возможностей для самостоятельной работы и развития воображения детей, их развития как творческой личности.
Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Детям этого возраста необходимо внимание взрослого, его похвала одобрение. Дети так сильно ждут такого внимания, что оно является одним из самых важных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому малышей нужно хвалить, не боясь перехвалить! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Для этого у нас в приемной устроена выставка детских работ, и она регулярно обновляется.
На занятиях важно соблюдать меры предосторожности, а на занятии всегда находится рядом с детьми.
В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления видеть в них общее и отличительное. У них тренируется рука и глаз. По мнению ученых, развитие руки определяет развитие мышления ребенка. Движения рук управляют несколькими механизмами:1)Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твердости и мягкости материала. 2)Механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро. 3)Кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков. 4)зрение и мышление помогают ребенку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры, выполнять целенаправленные движения, планировать и исправлять.
Чем старше становится ребенок, тем большую роль приобретает, влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированной мелкой моторики рук.
Результат, достигнутый мной в этом учебном году.
У детей стойкий интерес к лепке из пластилина,как во время занятий так и после.
Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу
Владеют техническими приемами: скатывание, раскатывание, сплющивание, раскатывание, размазывание, отщипывание.
Лепят работы разными способами : пластическими, комбинированными.
Радуются полученному результату.
Повысился уровень мелкой моторики рук.
Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.
В будущем я хочу продолжать учить детей лепке и знакомить их с новинками пластических материалов