Получи документы

Опыт работы «Важные стороны в подготовке детей к школе»

Елена Марченко
Опыт работы «Важные стороны в подготовке детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовка к школе – одна из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Эта работа осуществляется во всех видах детской деятельности: во время образовательной деятельности, в играх, а также в повседневном общении со взрослыми и сверстниками.

Обучение во время образовательной деятельности, проводимое по программе, имеет важное значение для первоначального овладения элементами учебной деятельности. Значительное место мы отводим использованию игровых приёмов. Вместе с тем в образовательной деятельности мы с детьми начинаем предъявлять и определенные требования, касающиеся полноты и качества усвоения знаний и навыков, умения слушать и выполнять указания воспитателя.

Публикация «Опыт работы „Важные стороны в подготовке детей к школе“» размещена в разделах

Получаемые ребенком разнообразные сведения об окружающем мире развивают его любознательность, интерес ко всему живому. Однако этот интерес еще не устойчив. Детям хочется знать многое, и они задают самые разнообразные вопросы, переключаясь с одного вопроса на другой: почему первыми в космос полетели собаки? Откуда берутся тучи? Как птицы выводят птенцов?

Учение в своих развитых формах предполагает устойчивый интерес к определенным сторонам явлений, составляющим содержанием разных предметов: математика, родного языка, биологии и т. д. Достаточно устойчивые познавательные интересы возникают у детей только к концу дошкольного возраста при правильно организованном содержательном обучении.

Устойчивый познавательный интерес вызывает у ребенка желание учится, получать новые знания. Однако здесь важно еще и умение учиться, умение отличать учебные занятия от практических. Например, дошкольник, выслушав математическую задачку, проявляет интерес не к тому, какие действия следует выполнять для ее решения, а к условию: «Бабушка дала Мише четыре яблока, а Алеше – одно». В других случаях ребенок пытается как можно скорее получить ответ и для этого наугад применяет знакомые ему действия сложения и вычитания. И то и другое – проявление неумения учиться. Для того, чтобы дети ясно представляли себе, чему они будут учиться во время образовательной деятельности, мы сообщаем им цель занятия и добиваемся (внимания) понимания смысла задания. Это помогает сознательно овладевать способом необходимых действий.

Мы учим детей целенаправленному наблюдению, описанию, сравнению и группировке предметов, связной передаче содержания рассказов и картин, приемам счета и решения арифметических задач. Основное значение приобретает правильность выполнения задания, соблюдение требований, предъявляемых нами.

В конце каждой образовательной деятельности мы даем оценку работ детей, это ведет к тому, что они сами начинают контролировать свои поступки, действия, оценивать знания и умения свои и товарищей.

Для формирования более устойчивого интереса к школе провели экскурсию в школу. Дети побывали в учебных классах, библиотеке.

Бывая в библиотеке дети узнают, кто написал ту или иную книгу, рассматривая иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению дошкольники осознают, как много людей участвует в создании книги, и привыкают ее беречь.

Еще в детском саду дети должны узнать, что все российские люди заботятся о школьниках, строят во всех городах и селах нашей страны школы, где созданы все условия для учебы, занятий спортом. Поэтому ответственной отношение к учебе должно быть ответом каждого школьника на заботу не только родителей, но и всех тех людей, которые строили школу, изготовляли парты, оборудование, печатали учебники и т. д.

Дети с интересом играют в «Школу».

С поступление в школу для ребенка начинается новый этап жизни. Он связан с коренной перестройкой ведущего вида деятельности, основных жизненных установок и обязанностей.

От ребенка требуется немало духовных и физических сил для адаптации к новым жизненным условиям, иному характеру межличностных отношений и ведущему виду деятельности. Понятно, что этот процесс протекает тем легче и безболезненнее, чем лучше дошкольная подготовка ребенка.

Факт, что эта подготовка должна быть разносторонней и охватывать физические, умственные, нравственные и эстетические сферы жизни ребенка.

Напомним, что в начальных классах обучение многопредметное. Каждый из этих предметов равноправен и одинаково важен в осуществлении задач обучения и воспитания младших школьников. Однако ведущая роль принадлежит родному языку, особенно на самых первых ступенях школьной учебы.

И это понятно, так как язык является важнейшим средством общения, мыслительной деятельности, осознанного выражения чувств. Он основа речевой деятельности человека в ее устной и письменной формах. От качества языковой и речевой подготовки во многом зависит усвоение детьми содержания всех школьных предметов, включая математику.

На самые первые месяцы обучения, т. е. на время отведенное программой для обучения грамоте, падает наиболее ответственный и напряженный этап адаптации недавних дошкольников к новым условиям жизни и овладения ими учебной деятельностью. Соответственно, подготовку ребенка к школе (следует вести) в ее существенных моментах целесообразно ориентировать на особенности работы в период обучения грамоте. Именно в это время более всего обнаруживается положительные и отрицательные стороны, имевшие место в этой подготовке, или же вообще ощущается отсутствие последней.

Обучение грамоте, как сказано программой, должно «проводиться звуковым аналитико-синтетическим методом». Звуковым этот метод называется потому, что в его основе пристальное внимание к звукам речи, развитие фонематического слуха у детей, т. е. умение правильно слышать, распознавать и выделять в ловах звуки-фонемы, анализировать звуко-слоговой состав слова. Аналитико-синтетическим этот метод (не назовешь) является потому, что разнообразный, звуковой материал становится предметом аналитического и синтетического рассмотрения при тесном взаимодействии этих мыслительных операций. В общем виде «движение», синтетических операций и упражнений с языковым и речевым материалом при обучении грамоте можно представить таким образом:

(анализ)

Связная речь (текст) предложение слово слог звук (буква)

(синтез)

Весь цикл образовательной деятельности по обучению грамоте складывается из трех периодов: подготовительного, букварного (основного) и послебукварного.

В подготовительный период дети организуются в жизнедеятельный и целеустремленный коллектив, усваивают элементарные правила поведения и работы на уроке, обращения с учебными принадлежностями и др. Одновременно дети учатся выделять правильно из связной речи предложения, делить последние на слова, слова на слоги, слоги на звуки. Занимаются и обратным – из данных, например, слов составляют предложения.

В подготовительном периоде дети получают элементарные теоретические сведения о звуках речи – деление их на гласные и согласные, на звонкие и глухие, мягкие и твердые. При этом представление о гласных основывается не только на артикуляционных признаках, сколько на выявлении их слогообразующей роли. Последнему, как нечто иное способствуют схемы слов и слогов. Они наглядно показывают детям, что в слове столько слогов, сколько в нем гласных. Особое внимание уделяется отработке правильной артикуляции, произношению звука каждого, определяется его место в слове, дети устанавливают сходства и различия тех или иных звуков (мыл – мил, роса – роза).

Предметом особой заботы становится выявление недочетов в произношении и слышании отдельных звуков и прежде всего из группы взаимосмешиваемых (р-л, ш-с, з-с, с,ц, ш-ж, д-т, и т. д.)

Подготавливая детей к письму, педагог стремится укрепить у них мелкие мускулы руки, развивает глазомер и пространственную ориентировку. Для этого практикуется вычерчивание горизонтальных и вертикальных параллельных линий, черточек. Рисуются овалы, узоры, орнаменты, схематические изображение предметов, состоящих из овальных и прямых линий.

Большое внимание уделяется развитию связной речи детей, уточнению, обогащению и активизации словаря. Дети рассказывают сказки, рассказы, зачитывают наизусть стихотворения с голоса, выполняют логические упражнения. С ними проводятся беседы и разборы картин, особенно сюжетных картинок.

С моментов изучения первых звуков и их буквенных обозначений (а,у) начинается основной букварный период в обучении грамоте. Он требует наибольших затрат учебного времени. Работа в букварный период проходит в три этапа.

На первом этапе изучаются 10 звуков и их буквенных обозначений. Отличительной особенностью этого этапа является то, что согласные рассматриваются только в твердых вариантах. Соответственно подобраны все слова и тексты только с твердыми согласными.

На втором этапе наряду с ранее изученными звуками и буквами дети изучают также согласные, но в мягких вариантах, плюс к этому добавляются 12 новых звуков (и,х,в, к,п,т,д,з,й,ж,б,э) и 13 буквенных – все они, кроме мягкого знака, соответствуют перечисленным и названным звукам. Характерная черта второго этапа букварного периода – внимание к мягким согласным и способам графического изображения их мягкости. Естественно, что новые согласные изучаются также и в твердых вариантах.

На третьем этапе изучаются все йотированиные буквы (е,ё,я,ю, а также остальные согласные звуки (г,ч,ц,щ,ф) и их буквенные обозначения; сюда же подключаются разделительные знаки ь,ъ (обезьяна, объявление).

Знакомство с разделительными знаками и выполнением ими функций завершается букварный период. Дети к этому времени должны овладеть слоговым осознанным чтением, соблюдать паузы конца предложений, интонацию основных типов: повествовательную, вопросительную и восклицательную. Одновременно с этим, воспитанники, должны уметь писать несложные слова и даже предложения.

Послебукварный период служит для закрепления и совершенствования приобретенных правильных способов чтения и письма. Он прямо подводит детей к следующим за букварем, новым для детей учебникам.

Курс русского языка в начальных классах носит в основном практический характер. Во всех его разделах большое внимание уделяется развитию речи воспитанников. Собственно говоря, это основной принцип, на котором строится программа курса, и что сближает работу детского сада и школы.

У детского сада и школы одни задачи : научить детей осмысленно говорить, обогатить их речь, развить представления об окружающем мире, выработать у детей умение владеть устными нормами языка в пределах, доступных для их возраста.

В известной мере сходны и принципы обучения, однако, реализуются они в детском саду и школе по-разному.

Так в старшей и главным образом в подготовительной к школе группе мы готовим детей к освоению процесса чтения на основе звукового аналитико-синтетического метода. Детей учим расчленять предложения на слова, слова – на слоги и звуки, составлять предложения с заданным числом слов и слова с заданным числом частей (слогов).

Аналогичная работа ведется и в 1 классе. Разница лишь в том, что в школе дети одновременно учатся обозначать звуки буквами, а в детском саду эти операции ограничиваются звуковым анализом и синтезом.

Вначале детей знакомим с терминами «слово»и «звук». Однако они не выступают пока как элементы лингвистических понятий. Наша задача, упорядочивая речевой опыт детей, - помочь им освоить эти термины практически. Для этого используем некоторые произведения художественной литературы (В. Осеева «Волшебное слово», А. Шибаев «Буква заблудилась», Б. Заходер «Кит и кот» и др., а также разнообразные словесные дидактические игры («Эхо», «Скажи наоборот», «Краски», «Черное и белое», загадки-складки и разнообразные варианты словарных упражнений.

Потом детей знакомим с составом предложения, учим составлять предложения с заданным числом слов по игрушке и картинке (сначала предметной, потом сюжетной).

С помощью разнообразных приемов развития речи, которые мы используем повседневно, параллельно с организацией быта, труда и игр детей, можно преодолеть многие несовершенства в речи дошкольников и обогатить их словарь.

Такими приемами могут быть: рассматривание и называние предметов обихода, одежды, орудий труда, материалов, название частей, деталей предметов; объединение группы предметов под одним собирательным названием;

- сравнением качеств, признаков предметов, материалов, с которыми дети действуют и которые они используют («У Вали шапка шерстяная, вязанная, а у Жени?» (меховая, «Эта пуговица большая, пластмассовая, а эта?» (маленькая, железная); «Этот песок сухой, а этот?» (влажный) и т. д.

- оценка результатов работы и поступков детей с помощью точных, обоснованных определений («Лёня у нас любит трудится, про него можно сказать, что он… (трудолюбивый); «Все хорошо работали, помогали друг другу, советовались, уступали, поэтому можно сказать, что работали все (дружно);

- использование труда, прогулок и других воспитательно-образовательных мероприятий для организации наблюдений детей за языковым материалом, для решения языковых задач, связанных, например, с процессом словообразования, подбор синонимов, усвоением глаголов с подвижным ударением: «С какого дерева этот лист?» (с клена); «Как называется лист с клена?» (кленовый); «Почему кустарник называется шиповник, гриб – опенок, машина – самосвал?».

Словарный запас детей растет быстро. Однако требуется немало усилий, что бы с помощью специальных приемов заключить быстрый рост словаря дошкольника в педагогически целесообразное русло.

Следует обогащать словарь детей (в основном наречий, прилагательных) за счет частей речи, которые они осваивают самостоятельно с трудом и очень медленно; уточнять в сознании детей значение известных им слов, обозначающих предметы, действия и отношения, приближать его к общепринятому; формировать у дошкольников представление о том, что сходные предметы (стул и кресло, чашка и кружка) имеют разное название, что у предметов есть части, имеющие разное назначение и название (например, вешалка у полотенца, носик у чайника, что операции из которых составляет трудовые процессы, называются по-разному; включать в словарную работу решение элементарных звуковых задач.

Детей, которые знают достаточно конкретных наименований, надо научиться пользоваться собирательными существительными и глаголами. Это улучшит их речь, сделает ее более осознанной.

И в то же время грамматический строй речи детей отличается рядом возрастных несовершенств. Требуется систематическая работа в образовательной деятельности и в повседневной жизни, чтобы потенциальные возможности развития грамматического строя речи были реализованы в полной мере.

Таким образом, основная задача детского сада – развить устную речь ребенка и подготовить его к усвоению разных разделов школьной программы.

Еще одна важная сторона в подготовке детей к школе – художественно-эстетическое развитие. В процессе этой деятельности решаются задачи всестороннего развития детей, формируются навыки работы в коллективе, навыки необходимые в учебной деятельности: способность слушать и понимать задания, выполнять его за определенный промежуток времени, планировать свою работу, доводить ее до конца.

В образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, дети знакомятся с формой, строением, цветом, величиной предметов, их положением в пространстве, у них развивается зрительное восприятие, осязание.

В нашем детском саду созданы все условия для образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Приобретены материалы: акварельные, гуашевые краски, цветные и графитные карандаши, кисти, стеки для лепки, пластилин.

Работу по изобразительной деятельности с целью улучшения подготовки детей к школе начали уже в старшей группе. Прежде всего выявили знания и умения детей, сложившиеся у них навыки. Установили, что некоторые дети хорошо умеют рисовать фигуры округлой и прямоугольной формы, умели правильно держать кисть, карандаш, внимательно выслушивали объяснение педагогов. Но большинство детей затруднялись в изображении даже самых простых предметов, не умели выбрать тему при рисовании по замыслу. Некоторые предметы дети либо совсем избегали рисовать, либо изображали их примитивно. В связи с этим мы поставили перед собой задачи: научить детей передавать в рисунке форму, величину, цвет предмета, выработать у них качества, необходимые в дальнейшем учебной деятельности.

Начали с обучения детей способам обследования предметов, которые они должны изобразить в лепке, рисовании, аппликации. Например, предлагали рассмотреть овощи: огурец, помидор (муляжи, ощупать их руками. Проводим игры «Волшебный мешочек», «Что я нарисовала?», загадывали различные загадки про овощи, фрукты, грибы.

Сначала учили детей рисовать по форме предметы: овощи, фрукты, грибы. На последующих занятиях предлагали для рисования предметы квадратной формы. Постепенно подводили к изображению деревьев, людей, животных.

Особенное внимание уделяли и уделяем индивидуальной работе в образовательной деятельности и вне ее. Детям слабо владеющим техническими навыками предлагали повторить форму движения руки.

В образовательной деятельности по рисованию последовательно усложняли задания, но не стремитесь дать какой-то один способ рисования разных форм. Например, по теме «Рисование человека» сначала предлагали детям передать определенный размер изображения человека (достаточно крупный, затем обращали внимание на расположение частей фигуры, костюмы людей различного пола, возраста, профессии. Наконец, предлагали задание на различный поворот фигуры, передающий движение. Так же учили изображать птицу и животных, объясняли детям, что прежде чем рисовать надо продумать свой рисунок, спланировать его расположение на бумаге, чтобы не было пустого места. При анализе рисунков, выполненных с натуры и по замыслу, учили детей давать оценку своей работы и работ друзей, сравнивать с тем, что видели во время прогулок по городу.

Темы по рисованию, повторялись в образовательной деятельности по аппликации и лепке.

К концу пребывания детей старшей группе мы ввели для предварительного наброска простой графитный карандаш, объяснили технику подготовительного рисунка.

Во время сюжетного рисования учили детей пространственному расположению предметов на листе бумаги.

В подготовительной группе дети уже умели рисовать человека в положении стоя и в движении животных, птиц; правильно соизмеряли величину рисунка и размер бумаги. Интереснее стали темы рисунков.

Много внимания сейчас уделяется развитию чувства цвета как средства выразительности рисунка. Способом размывания акварельных красок, соединяя один цвет с другим, учим детей создавать фон неба : осеннего, ясного солнечного, ночного.

Развитию навыков в большой степени способствуют занятия декоративным рисованием, на которых дети изображают всевозможные узоры из линий, дуг, венчиков, точек, листьев, ягод. Это требует плавных поворотов руки, точных слитных движений.

Мы вносили в группу для рассматривания посуду, одежду, украшенные узорами, предметы городецкой и хохломской росписи. Все это дает возможность закрепить уже имеющиеся навыки рисования дуг, точек, кружков, познакомить детей с методом работы «тычком». Хохломская роспись помогает научить детей передавать в рисунке плавные, слитные, свободные волнистые линии, завитки.

О своих успехах в рисовании дети рассказывают дома. Организовываем выставки детских работ. Посоветовали родителям отвести ребенку определенное место для этих занятий дома, приобрести необходимый материал. Порекомендовали обращать внимание на формирование у детей правильного пространственного расположения предметов на бумаге.

Поступление в школу является большим событием в жизни ребенка. Поэтому усилиями педагогов, узкими специалистами и родителей надо сделать его радостным, надолго запоминающимся. И самое главное – надо предупредить возникновение возможных трудностей. Практика показывает, что если у детей подготовительной группы учебная деятельность сформирована в достаточной мере, они легче привыкают к школе, быстрее восстанавливают в память материал, забытый летом, учатся более равномерно, сохраняют работоспособность в течении всего года.

Публикации по теме:

Опыт работы «Актуализация содержания внеурочной работы по предмету в начальной школе в целях повышения качества образования» Выступление на августовской конференции по теме: «Актуализация содержания внеурочной работы по предмету в целях повышения качества образования».

Родительское собрание «Готовимся к школе. Важные аспекты подготовки ребенка к обучению в школе» ЦЕЛЬ: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе.

Опыт использования методов и приемов работы по подготовке детей к школе Ведущей целью подготовки детей к школьному обучению должно быть формирование качеств, которые нужны для успешного овладения учебной деятельностью,.

Консультация «Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС» Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС. Успешное осуществление подготовки детей к школьному обучению.

Конспект занятия по подготовке к школе с элементами тренинга для детей подготовительной группы «Играя, учимся» Мультимедийная дидактическая игра «Назови одним словом» к развивающему занятию для детей подготовительной группы Конспект комплексного.

Пластилинография — помощник в подготовке детей к школе Пластилинография - это нетрадиционная художественная техника выполнения работы, которая заключается в рисовании пластилином на картоне или.

Сценарий родительского собрания в подготовительной группе «О подготовке детей к школе» Сценарий родительского собрания в подготовительной группе МКДОУ Рамонский детский сад № 3 О ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Дата: сентябрь –.

Опыт работы «Организация работы с родителями по вопросу оздоровления детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 69 «Золотой ключик» Сообщение.

Советы для родителей при подготовке детей к школе Статья на тему: «Советы для родителей, при подготовке детей к школе» Детский психолог – это специалист, который делает жизнь ребенка в.

Выступление на родительском собрании на тему «Подготовка детей к школе. Роль игры при подготовке к школе» Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда, развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Важные стороны в подготовке детей к школе»
Опубликовано: 14 мая 2018 в 14:32
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Важные стороны в подготовке детей к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Марченко (УИ 1137074) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД