Анюта Тырышкина
Работа с календарем в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с календарем в детском саду
Временные понятия (сутки, неделя, месяц, год) вызывают интерес у детей старшего дошкольного возраста. Одним из способов освоения и четкого осознания детьми сложной системы взаимосвязанных единиц времени (временных понятий) является знакомство с календарем. Ведь с помощью календаря можно определить наступления времен года (с которыми связаны изменения в окружающей действительности, нового месяца, недели или праздников, которые дети, как правило, ждут с нетерпением.
Темочки:
Воспитанники старшей группы «Дружные ребята» в процессе знакомства с календарями и их видами (отрывной, настенный, карманный) совместно с воспитателем придумали и изготовили для работы в группе календари, которые в процессе обсуждения получили названия «Вставной» и «Круговой».
Первым в группе появился отрывной календарь. Именно он дал толчок к зарождению интереса у детей к данной теме. Отрывной календарь дает наглядное представление о течении времени, позволяет «наблюдать», что дни уходят. Дети легко усвоили, что листок — это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.
«Вставной календарь» получил свое название из-за вставляющихся карточек с изображением цифр. Каждая дорожка – это новая неделя. Каждая клеточка - новый день и таких клеточек на каждой дорожке по семь. Дни, когда мы приходим в детский сад на синей части дорожки, а выходные дни - на красной. Ребята легко стали определять сколько дней осталось до выходных, какой день по счету и как он называется. Такой календарь позволил детям четко увидеть, что после завершения одной недели начинается новая. Еще один плюс - это возможность заранее на календаре отметить с помощью картинок – символов праздничные событий как для всей страны (День знаний, Новый год и т. д., так и для конкретной группы (праздник Осени, День здоровья и т. д.). В ожидании такого радостного события, как День рождения, каждый воспитанник группы нарисовал свой красивый праздничный торт, для того чтобы вставить его в соответствующее место в календаре, а ведь для этого надо узнать и запомнить название месяца и число своего рождения!
Воспитанниками группы с интересом была принята идея создания своего, ни на что не похожего календаря. Рассматривая возможные варианты расположения цифр, предпочтение отдали форме круга, в связи с чем наш календарь и получил название «Круговой». Заготовки будущего календаря подготовили на три осенних месяца в виде трех отдельных листов с заранее напечатанными цифрами. Для украшения были предложены краски, раскраски с осенними сюжетами, с прогулки принесли разноцветные листья, цветы и плоды деревьев. Выбрав цвета, наиболее подходящие для каждого осеннего месяца, сделали фон используя технику «набрызг», в центре и по краям приклеили сюжетные картинки наиболее характеризующие конкретный месяц: сентябрь - сбор урожая, октябрь – прощание с перелетными птицами, ноябрь – поздняя осень и прогулки под зонтиком. Завершили украшение прикрепив листочки и цветы. Выходные дни обозначили красным цветом, все остальные цифры ребята постепенно аккуратно закрашивают синим. Такой календарь наглядно показывает, что при замыкании круга месяц завершается.
Хочется отметить, что работа с календарями вызвала у ребят большой интерес. И не важно, надо при этом отрывать листок, вставлять карточку или закрашивать число, в любом случае работа с календарем способствует формированию представления как о текущей дате, так и о текучести и периодичности времени.