Светлана Глущенко
Работа с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования и на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.
2 слайд
Публикация «Работа с детьми с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 14% детей, поступающих в школу. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.
Поэтому, так важно и необходимо проводить коррекционную развивающую работу с детьми еще до поступления в школу.
3 слайд
На базе нашего ДОУ созданы условия для воспитания и обучения детей с ОВЗ. На основании положения о группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР, в нашем учреждении функционирует группа для детей с задержкой психического развития (ЗПР).
4 слайд
Группа работает по основной адаптированной образовательной программе для дошкольников 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития. Данная программа разработана согласно ФГОС на основе:
• «Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития». Под ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой.
• «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С. Г. Шевченко.
5 слайд
Коррекционно-развивающая работа в группе для детей с ЗПР реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога, воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального работника, инструктора по физической культуре и старшей медсестры. Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит учителю-дефектологу.
Слайд 7
Задержка психического развития – это такой вид аномального развития ребенка, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые могут быть компенсированы под воздействием медикаментозного лечения, при специальном коррекционном воздействии и под влиянием временного фактора.
Слайд 8
Согласно классификации ЗПР по Лебединской, можно выделить 4 типа ЗПР, дети каждого типа имеют свои особенности.
Зпр конституционального происхождения
При этом виде задержки психического развития эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость.
Зпр соматогенного происхождения
Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе.
Зпр психогенного характера
Центральным ядром данной формы задержки психического развития является семейное неблагополучие. Если с раннего возраста на психику ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных условий, то это может привести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативных функций, а следом и психических. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологическим состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недоразвития.
Зпр церебрально-органического характера.
Причины — различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции вовремя беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Клиническая картина определяется, с одной стороны, тотальностью недоразвития всех психических функций, а с другой – иерархичностью их недостаточности в виде небольшого нарушения высших форм познавательных процессов – способностей к абстрагированию, обобщению, отвлечению, мозаичность нарушений различных компонентов познавательной деятельности. Эти нарушения познавательной деятельности в основном носят вторичный характер и наиболее часто сочетаются с психической истощаемостью.
Слайд 9 Особенности, которые присущи детям с ЗПР
Часто конфликтуют со сверстниками, не воспринимают и не выполняют требований взрослого; проявляют импульсивность, тревожность, агрессивность; затрудняются в организации собственной целенаправленной деятельности. Информацию, идущую от взрослого, воспринимают замедленно и также медленно её перерабатывает.
Низкий уровень работоспособности, объём и темп работы, быстрая утомляемость, внимание характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
Словесно-логическое мышление у детей недоразвито.
Низкий уровень познавательной активности. Нарушение речи у детей.
Слайд 10
Моя работа педагога-психолога с детьми ЗПР в рамках ДОУ, осуществляется по следующим направлениям:
1. Диагностическое направление
Диагностическое направление моей работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка.
2. Коррекционно-развивающее направление
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением ПМПК я определяю направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Разрабатываю рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, провожу мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов и повышению уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ЗПР.
В этом направлении стараюсь как можно больше уделить работе с родителями. Систематически провожу индивидуальное консультирование, знакомлю родителей с динамикой развития, вместе с родителями определяем дальнейший маршрут, путь развития и обучения ребенка.
4. Организационно-методическое направление
Данное направление моей деятельности при работе с детьми ЗПР, включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
Слайд 11
Коррекционно-развивающее направление является одним из главных в работе с детьми ЗПР.
Моя коррекционно-развивающая работа с детьми состоит их двух направлений.
1. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Главное в этом направлении – формирование у детей способности управлять своими эмоциями. Эмоции в ходе коррекционной работы постепенно становятся более осмысленными и устойчивыми, приобретают большую глубину. У детей появляются так называемые высшие чувства - сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты, позы и т. д.
2. Развитие высших психических функций и коррекция ее недостатков.
В процессе работы по развитию познавательной деятельности развиваются мышление, память, внимание, творческое воображение, а также вырабатываются практические умения и навыки, формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний.
Слайд 12
В работе с детьми с ЗПР активно использую различные формы и методы работы, которые помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции:
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере.
Сказка позволяет говорить с детьми на понятном для них языке. Сказки являются проблемно-ориентированными, в сказке дети находят отголоски своей проблемы, они стремятся воспользоваться положительным примером героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
Игротерапия. Игра для ребенка на мой взгляд- это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы.
Для сказкоторапии и игротерапии широко использую Методические пособия О. В. Хухлаевой.
Слайд 14, 15, 16, 17, 18.
Пескотерапия Песок это медитативный, расслабляющий материал – в общении с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Это прекрасная и естественная среда для развития и обогащения сенсомоторного потенциала, которая в дальнейшем дает импульс развитию и формированию ВПФ, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Музыкотерапия –использую музыку для расслабления при проведении занятий в ссенсорной комнате. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом («Звездное небо, «Солнечный душ»- душ из фибр волокон). Занятия в сенсорной комнате способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации, восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей. Я использую пассивную музыкотерапию, за считанные минуты музыка позволяет снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание у детей.
Что касается работы с детьми по развитию ВПФ : из общепринятых практических методов в работе с детьми с ЗПР по развитию ВПФ наиболее эффективными являются на мой взгляд, упражнения и дидактическая игры.
Слайд 19
Мой кабинет оснащен большим количеством дидактических игр и пособий. Имеются детский интерактивный компьютер и интерактивная доска, что позволяет повысить познавательный интерес, сделать работу с детьми более информативной. Наглядной и продуктивной. При подборе игр и упражнений придерживаюсь тематического планирования, лексической темы, изучаемой детьми в группе. Собрана картотека игр и пособий, презентаций по всем лексическим темам.
Все педагоги работающие с детьми данной категории придерживаются единых правил.
В работе с детьми С ЗПР придерживаемся определенных правил, вот некоторые из них:
• Стремиться к индивидуальному подходу к каждому ребенку.
• Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.
• Многократно повторять материала на занятиях.
• Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
• Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость
• Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
• Подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.
• Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
Слайд 20
• Постоянно создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
• Слайд 21