Занина Екатерина
Работа с детьми с расстройством аутистического спектра
Работа с детьми с расстройством аутистического спектра
Адаптация к условиям детского сада является крайне важным и часто непростым этапом для детей с РАС. Надо отметить, что длительность адаптационного периода с момента начала посещения ДОУ в среднем два месяца и больше. У наших детей наблюдается агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность, полевое поведение и другие особенности поведения, препятствующие адаптации. На этом этапе я наблюдаю за их играми, общением, а также придерживаюсь следующих установок: доброжелательное, оптимистичное, терпимое отношение к детям, но в то же5 время надо быть требовательным в процессе обучения и повседневной жизни.
Публикация «Работа с детьми с расстройством аутистического спектра» размещена в разделах
Нельзя ребёнку позволять управлять собой. Детей нужно учить всему, само ничего не получится и просто так не появится.
Первое взаимодействие с ребёнком длится очень недолго, буквально 3 секунды. Но постепенно время активного контакта я увеличиваю, предлагая ему сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы; колёсики, заводные и музыкальные игрушки, игры с мячом или пирамидки.
Любые задания предлагаю в наглядной и игровой форме, объяснения простые, повторяющиеся по несколько раз. Речевые задания произношу голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Длительность занятий варьируется (от 10 до 15 минут).
Формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей является общая организация поведения ребё нка: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения. Я соблюдаю принцип постепенности и дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают всё незнакомое.
Включаю игры с ритмичным стуком (барабан, металлофон и др.); игры на развитие мелкой моторики (нанизывание бусин на стержень, шнурок; различные шнуровки, которые помогают улучшить контакт, увеличить спектр чувственных ощущений, улучшить моторные навыки.
Инструкции и задания во время образовательной деятельности формирую чётко и кратко. Подкрепляю с помощью значимых для него стимулов и похвалы.
Развитие познавательной сферы. На данном этапе решаю задачи интеллектуального развития ребёнка. В коррекционной работе с ребёнком с РАС положительная динамика будет наблюдаться тогда, когда ему всё меньше будет требоваться развернутая помощь взрослого. Если в начале НОД я сопровождаю все свои действия эмоциональными комментариями (даже если ребёнок не реагирует на происходящее, то через некоторое время включается в совместные действия со мной. Продуктивная деятельность проходит с детьми рука в руке, так как они самостоятельно не могут держать карандаш, кисточку, ножницы.
Таким образом, используя в коррекционно – развивающей работе с детьми с РАС различные игры, я расширяю опыт использования ребёнком игрушек и игр, помогаю поддерживать эмоциональный контакт с другими детьми, формируя устойчивую совместную де5ятельность, а также стимулирую развитие его личности.