Александр Владимирович Гришин
Работа с детьми, повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и психологической грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми, мы часто используем хитроумные методы и приемы взаимодействия с ними. Изо дня в день, наблюдая за поведением детей, мы учимся понимать их и оказывать им помощь.
Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, о его чувствах и переживаниях мы можем получить не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества. А так как почти все дети очень любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов "знакомства" с ребенком.
Публикация «Работа с детьми, повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и психологической грамотности» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
В настоящее время на прилавках книжных магазинов появилось множество изданий, авторы которых описывают, как интерпретировать психологические методики, и в частности, детские рисунки. Теперь каждая мама, прочитав одну из таких книг, знает, почему ее Машенька нарисовала такой большой нос соседскому Сашке и почему Федя рисует все только черной краской.
Безусловно, подобная информация необходима для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и психологической грамотности родителей. Но работающие в образовательных учреждениях педагоги часто сталкиваются с "перекосами" в этом направлении.
Пример
Ольга Васильевна-инженер, к психологии и педагогике отношения не имеет. Ее сын Петя учится в шестом классе. "У меня очень агрессивный ребенок! И у нас с ним большие сложности во взаимоотношениях" - такой "диагноз" поставила сама мама. А по кн. Елены Лютовой и Галины Мониной "Шпаргалка для взрослых".
причиной этому послужила беседа классного руководителя Пети с Ольгой Васильевной.
Однажды учительница решила провести в классе рисуночные тесты "Семья" и "Дерево". Обнаружив, что на Петином рисунке дерево изображено с большим коричневым стволом и почти без листьев, а мама - в черном-черном платье, она забила тревогу и вызвала родителей в школу, чтобы "защитить ребенка" и "оградить от негативного, разрушающего (это слова учительницы) влияния родственников". А будучи "психологически подкованной", она заодно и помогла маме поставить "диагноз" Пете.
Мама, которая до этого была уверена, что сын ее любит и понимает, пришла домой и стала требовать объяснений, почему Петя "негативно к ней относится", "агрессивно настроен к сверстникам и отвергает контакты с ними" (дословные выражения учительницы). Петя стал все отрицать и, по мнению соответствующим образом настроенной мамы, "агрессивно отпираться".
В результате возник конфликт. Между мамой и сыном. Между Петей и учителем. Между учителем и мамой. Процедура разрешения конфликта была достаточно длительной и болезненной для всех его участников.
Приведенный пример взят из реальной практики и, к сожалению, не является исключением. Все больше и больше взрослых пытается, интерпретируя отдельные детали рисунков, объяснить для себя (и не только для себя) причины того или иного поведения ребенка.
Чтобы подобных "объяснений" было поменьше и они не приносили вреда ни взрослым, ни детям, необходимо повышать уровень психологической компетентности педагогов и родителей. Прежде всего, следует помнить: ни в коем случае нельзя делать какие-либо выводы по одному рисунку. И тем более по одной, отдельно взятой детали рисунка. Нельзя впадать в крайности, объясняя эти детали. Например, ствол дерева, нарисованный Петей, действительно в реальной жизни бывает коричневого цвета. И было бы странно, если бы 11-летний ребенок нарисовал его красным или зеленым. А малое количество листьев на дереве может означать лишь то,
что Петя очень торопился домой или на тренировку. А может, он просто устал за пять проведенных в этот день в школе уроков ("тестирование" проходило на 6-м уроке).
Что же касается черного платья, то оно, оказывается, единственное платье в гардеробе его мамы, которая предпочитает носить брюки, а сыну нравится более женственный стиль.
Итак, данный пример еще раз иллюстрирует мысль о том, что при интерпретации детских рисунков необходимо быть особенно осторожным и деликатным. Если взрослый хочет, анализируя рисунок, получить о ребенке дополнительную информацию, то лучше не проводить безликое групповое обследование, а, оставшись с ним
один на один, попросить ребенка нарисовать то, что он хочет. Желательно записать все комментарии, которые ребенок делает в процессе рисования, а потом поговорить с ним, обсудить нарисованное. Конечно, одного рисунка недостаточно, чтобы делать какие-либо выводы. Но если из раза в раз в рисунках ребенка повторяются детали, настораживающие взрослого, надо собрать его произведения и показать их специалисту. Затем можно мягко поговорить с самим ребенком и только после этого обращаться к родителям, но не с обвинениями, а с тактично выраженной просьбой обратиться к психологу.
В данной работе приводятся всего лишь некоторые особенности рисунков агрессивных, гиперактивных, тревожных и аутичных детей. При выявлении в группе детского сада или в классе таких детей рисунки могут стать для педагогов дополнительным источником информации, но ни в коем случае не самостоятельным ключом для постановки диагноза.
В разделах "Рисунки гиперактивных детей" и "Рисунки аутичных детей" помещены произведения дошкольников и школьников, в чьих медицинских картах стоит именно такой диагноз.
Агрессивные и тревожные дети, чьи рисунки использованы в работе, относятся к этим категориям по результатам многократно проведенной диагностики.
Однако хотим привлечь ваше внимание к тому факту, что подобное деление рисунков на категории достаточно условно. Ведь, например, агрессивными часто бывают и гиперактивные, и аутичные дети. А агрессивные ребята могут проявлять тревогу и подозрительность. Поэтому просим не принимать буквально это деление и не оценивать
однозначно отдельные детали рисунков и не делать скоропостижных выводов, а собрать больше информации и проанализировать ситуацию по каждому тесту.