Евгения Епифанова
Работа с детьми по методу В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества.
В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» С. Т. Шацкий
Ваше Величество, Игра,
Скорей на помощь малышу!
- Уже пора?
- Давно пора.
- Тогда спешу, спешу, спешу…
Публикация «Работа с детьми по методу В, Воскобовича» размещена в разделах
Одна из актуальных проблем современной педагогики – проблема воспитания способности детей к творчеству. Задача формирования и развития творческих способностей стоит перед учителями и воспитателями, работающими с младшими школьниками, т. к. именно в этом возрасте у детей закладываются способы учебной работы, умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к решению проблем. А особенно остро эта задача стоит перед воспитателями, работающими в коррекционных группах, т. к. у детей с ОВЗ имеет место неравномерность формирования психических функций, при которых страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. У таких детей повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
Большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников представляет воспитательная работа. Одним из средств формирования способностей детей к творчеству является игра. В игре проявляется потребность детей активно участвовать в окружающей жизни. Игра – один из путей познания ими мира, действительности. В игре особенно ярко проявляются и формируются эмоции детей. Без интереса, переживаний, чувства удовлетворения, удовольствия нет игры. Как только пропадает интерес к игровому действию, разрушается и игра. Игра – вид деятельности, который никогда не может строится на принуждении, обязательности. Игры способствуют организации детского коллектива, созданию радостного, бодрого настроения. В игре ребенок чувствует себя немножко выше того, что он есть в действительности.
Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к занятиям, мобилизовать их внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать их деятельность через игры и в нашей группе приходит на помощь игры В. В. Воскобовича, а чаще используется Коврограф Ларчик.
С помощью развивающего пособия ребё нок сможет: научиться читать, различать цвета, формы и размеры, освоить навыки математического счёта, развить логику, развить мелкую моторику, научиться писать графические диктанты, освоить конструирование, развить пространственное мышление, развить фантазию и творческое мышление, развить слуховое и зрительное внимание, память, усвоить правила взаимоотношения детей и взрослых, разнообразить физические упражнения.
В основе методики В. В. Воскобовича лежит принцип : интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к разным видам деятельности, так как игру всегда сопровождает сказка.
Главная отличительная особенность игр – это образность и универсальность. Игра интегрирует, мобилизует внимание детей, их интерес и втягивает в процесс решения. Дети образно попадают в ситуацию, которую затем последовательно анализируют, решают поставленные задачи и находят варианты решения.
Раздаточный и наглядный материал – красочен, эстетичен и привлекает внимание детей. «Коврограф Ларчик» - соответствует требованиям ФГОС и относится к универсальным пособиям.
Коврограф Ларчик – это игровое поле из ковролина и наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты – эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки и т. д.
Пособие является универсальным, так как способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение).
В процессе детских игр коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса.
Поле коврографа разделено сеткой, которая
Помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями;
Облегчает построение геометрических контуров;
• Облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку;
• Позволяет увидеть границу клеток их расположение;
• Дети знакомятся с такими понятиями как: вертикаль, горизонталь, диагональ;
• Учит ориентироваться на плоскости.
Основными сказочными областями являются: «Ковровая поляна» (игровой комплекс «Коврограф Ларчик» и «Мини – Ларчик»). Главные персонажи этих сказочных областей – «Слон Лип – Лип» и Слоненок «Ляп – Ляп».
Слон – это крупное животное. А «Коврограф Ларчик» - внушительное пособие, кому же, как не слону его нести. Слон «Лип – Лип» и Слоненок «Ляп – Ляп» - это хранители «Коврографа». К «Коврографу Ларчик» все липнет, а прилеплять – это страстное увлечение Слона, поэтому его так и назвали «Лип- Лип». У Слоненка такая же страсть, но он маленький, и как у всех малышей, не всегда у него все получается, бывают «Ляпы», оттого его так и зовут «Ляп – Ляп». Эти герой очень любят яркие впечатления, и приглашают к себе гостей поиграть.
Ларчик – это фольклорный образ, символизирующий бесконечность – достаешь, достаешь из него всякое – разное, а оно не заканчивается.
К «Коврографу Ларчик» имеется множество разнообразных персонажей и дополнительных элементов, при помощи которых решаются игровый и педагогические задачи.
Детям очень нравится играть со Слоном «Лип – Лип» и Слоненком «Ляп – Ляп». Одна из любимых, но сложных игр – это игры с разноцветными веревочками из контактной ленты «крючок», которая является нововведением, которое принципиально отличает «Коврограф» от других пособий. Веревочками можно обводить и соединять картинки, выделять множества, «рисовать», создавать различные фигуры и узоры, измерять величину предметов, а так же рассказывать «Веревочные сказки».
Приведу пример игры «Веревочкины сказки» : конструирование буквы
И. «На опушке росли два дерева – низкое и высокое. Высокое дерево
касалось кроной облаков и очень гордилось своим ростом. Оно хвастливо
говорило: «Я самое красивое, я самое высокое!» Низкое дерево было
скромным. «Главное для дерева, - думало оно, - это не рост, а надежность и
прочность». Однажды забрел на Ковровую Поляну Ветер. Он сразу
заприметил высокое дерево и стал раскачивать его из стороны в сторону.
Высокое дерево сломалось пополам и с шумом рухнуло к корням Низкого
дерева (мультипликация). «Помоги-и-и-и-…», - было последнее, что успело
прокричать Высокое дерево. «И-и-и-и-…» - подхватило лесное эхо и еще
долго-долго носило этот звук по лесу» (На коврографе веревочками
выкладываются две вертикальные линии: слева – короткая, справа – в два
раза длиннее. Длинная линия перегибается пополам и прикрепляется у
основания короткой.)
Задача по преодолению задержки психического развития предполагает
значительную по объему работу по обучению анализа формы, цвета,
величины, пространственного восприятия, чувства ритма, эмоциональной
сферы… Все эти аспекты возможно реализовать с помощью коврографа
«Ларчик»
Играя самостоятельно на Коврографе Ларчик, дети проявляют большой интерес к Радужным Гномам. Это 7 гномов, которые активизируют познавательный интерес. Они имеют свои имена, которые дети быстро запоминают (Кохля – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле – голубой, Селе – синий, Фи – фиолетовый). Играя на «Коврографе» с Гномами дети приобретают навыки порядкового счета, развивается наблюдательность, память, внимание.
Чтобы быстро научиться ориентироваться в пространстве рассказываются детям сказки с карточками, на которых изображены: Лев, Павлин, Пони, Лань. Карточки располагаются в следующем порядке:
Лев – в левом верхнем углу, лань – в левом нижнем углу, павлин – в правом верхнем, пони – в правом нижнем.
Так же занимательные игры с «Забавными цифрами» из Цифроцирка. Забавные зверята – цифрята превратят задание по математике в увлекательную игру, которая поможет ребятам познакомится с цифрами и числами натурального ряда. При этом развивается произвольная память.
Безусловно, использование коврографа не исключает необходимость применения других, апробированных ранее методик и пособий. Напротив, педагог должен находится в постоянном поиске, иметь пытливый ум и умело сочетать классические приёмы образовательной деятельности с новыми, нетрадиционными техниками, думая, в первую очередь, о потребностях ребёнка. Только в этом случае наша деятельность как специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, будет приносить радость и, главное, результат!
Игры разработанные Вячеславом Вадимовичем, совершенствуют память