Раиса Мустакаева
Работа с детьми над интонационной выразительностью речи и отработка дикции вне занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Речь наших детей зачастую интонационно-монотонная, невыразительная, невнятная. Мы наблюдаем это на занятиях, на утренниках, когда дети читают стихи, участвуют в сценках, пересказывают тексты. Это говорит о том, что мы недостаточно уделяем внимание работе над дикцией и интонационной выразительностью речи.
Сами по себе эти функции не развиваются: их надо формировать систематически и последовательно. Не столько на занятиях, сколько в повседневной жизни – при проведении режимных моментов, в играх (подвижных, словесных, пальчиковых, физ. минутках, играх-драматизациях.
Публикация «Работа с детьми над интонационной выразительностью речи и отработка дикции вне занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Основой звучащей речи является правильное РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ. Часто мы наблюдаем, что дети не договаривают, как бы «проглатывают» окончание слова, концовку фразы. Это связано с несовершенством речевого дыхания, неумением произносить слово, фразу на выдохе. У них речь идет на вдохе. Поэтому наша задача на первом этапе совершенствовать свободный, плавный, удлиненный выдох. Для достижения этой цели используем разнообразные игры – забавы на надувание и поддувание (шары, мыльные пузыри, «ветряные мельницы», «кто дальше сдунет листик, пушинку, бумажный шарик», «чей кораблик отплывет дальше» и т. п.); имитация звуков животных, птиц (н-р на одном выдохе надо произнести 2-3, затем 4-5-8 звуков ф-ф-ф, как ежик; пропевание на выдохе гласных звуков А-У-О-И; проговаривание скороговорок, пословиц на одном выдохе.
В играх и игровых упражнениях необходимо развивать умение говорить тихо, нормально, громко, т. е. РАЗВИВАТЬ ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ГОЛОСА – СИЛУ и ВЫСОТУ. Упражнения «Как мяукает котенок, а как мама кошка?», «Как возмущался папа медведь, а как мишутка?», «Произнеси первую часть фразы тихо, а вторую громко» и наоборот помогут развивать силу и высоту голоса.
При работе над интонационной выразительностью речи необходимо обратить внимание на формирование УМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ, А ЗАТЕМ И ПЕРЕДАВАТЬ ЗАДАННОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ. Для этого на первоначальном этапе можно использовать пиктограммы сизображениемразных эмоциональных состояний, карточки – цветовые характеристики эмоций (красный цвет – злость, синий – радость и т. д.).
При чтении художественной литературы, при рассматривании иллюстраций,картин,при слушании музыки можно попросить ребенка показать пиктограмму, цветовую карточку, соответствующую эмоциональному состоянию, а затем отразить это в речи.
Для формирования умения передавать заданное эмоциональное состояние можно использовать ПРОИЗНОШЕНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ с нужной интонацией (ай-я-яй, ой-е-ей, затем ФРАЗ («папа пришел», «это моя игрушка» и т. п. Здесь возможны разнообразные ситуации, которые могут вызвать всевозможные эмоции и, в зависимости от этого, ребенок должен определить, с какой интонацией нужно произнести одну и ту же фразу.
Немаловажное значение в работе над выразительностью речи имеет ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА у детей. В подвижных, словесных играх просим отхлопать, оттопать, отстукать мячом фразы, речевки, стихи.
Таким образом, комплексно подходя к этой проблеме, можно достичь положительного результата.