Виктория Чагова
Особенности интонации у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
▼ Скачать
Интонация является важным качеством звучащей речи человека. Она складывается из определенных компонентов, которые тесно связаны между собой. Важной функцией интонации является семантическая, одно и тоже слово можно произнести по – разному, каждый раз вкладывая новый смысл. Интонация вскрывает подтекст высказывания, характеризует говорящего и ситуацию общения, выражает конкретные эмоции.
При фонетико – фонематическом недоразвитии дети не могут произвольно изменять свои голосовые возможности.
Публикация «Особенности интонации у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» размещена в разделах
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Хотя в структуру дефекта при дислалии не входит нарушение интонационной стороны речи, наше исследование показало, что акустико – фонематической форме дислалии отмечаются нарушения компонентов интонации. Такие дети не дифференцируют голос разной высоты, не могут произвольно изменять силу голоса, затрудняются в восприятии тембра голоса, не всегда могут правильно поставить логическое ударение, отмечается неритмичная речь. При других формах дислалии нарушения интонации не были выявлены. Использование компонентов интонации такими детьми не отличалось от детей без речевой патологии.
При дизартрии нарушение интонационной стороны речи более выражены. Такие дети испытывают трудности при восприятии и воспроизведении логического ударения, не дифференцируют голос разной высоты и силы, не могут произвольно изменять силу и высоту голоса. При изменении силы голоса у таких детей отмечалось изменение высоты голоса и наоборот. Дети с дизартрией не различают голоса на слух, т. е. затрудняются в восприятии тембра. Речь детей не ритмична, они часто убыстряют или замедляют ритм, испытывают трудности в подборе слов на заданный ритм.
В целом, при фонетико – фонематическом недоразвитии отмечаются невыразительная речь, расстройство ритма речи, голос детей тихий, слабый. Отмечаются затруднения в восприятии и воспроизведении компонентов интонации.