НАТАЛЬЯ ПРОХОРОВА
Работа с аппликацией в средней и старшей группах в дошкольной организации с целью развития творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Статья посвящена вопросам организации деятельности дошкольника, направленной на развитие его творческих способностей. За основу развития взято конструирование аппликаций. Ключевые слова: дошкольник, способности, творчество, аппликация. Развитию творческих способностей дошкольников в Федеральной образовательной программе уделяется серьезное внимание. Вопрос о развитии творческих способностей детей, является одной из основных проблем дошкольной педагогики, так как до сих пор до конца не изучен «феномен детского творчества», и вопросы, связанные с творческими возможностями ребенка дошкольного возраста, остаются открытыми. Вместе с тем, остается недооцененным потенциал такого вида изобразительной деятельности, как аппликация. Аппликация способствует не только развитию и формированию многих личностных качеств дошкольников, но и способствует развитию творческих способностей : развитию умения действовать не по шаблону (оригинальности мышления); совершенствованию технических умений и навыков. В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз». Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть). Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т. д. Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа. Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику. Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки и т. п. Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку. Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы. Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет, материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного. Работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса ДОУ способствует не только всестороннему развитию личности дошкольника, но и повышает возможности его дальнейшего обучения. Развитие творческих способностей — важнейшая задача образования, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности реб нка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. Однако таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы. Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творческие способности развиваются непрерывно на всех возрастных ступенях. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. Элен Виннер в своей книге делает вывод, что наука до сегодняшнего дня не может четко разграничить влияние генов и окружающего мира на развитие способностей к творчеству. Важным этапом в психодиагностике творческих способностей человека явились работы Дж. Гилфорда, который предложил в разработанной им модели интеллекта различать конвергентное и дивергентное мышление.
Публикация «Работа с аппликацией в средней и старшей группах в дошкольной организации с целью развития творческих способностей» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Список литературы
1. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей [Текст] / М. Э. Ванник // Наши дети. – 2017. – № 4. – 44 с.
2. Ветлугина, Н. А. Развитие художественного творчества детей/ Н. А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок : Монография / М. : Педагогика, 2016. – С. 37-50.
3. Ветлугина, Н. О. Теория и практика художественного творчества детей/ Н. О. Ветлугина // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 5. – С. 6-