Замятина Ольга
Работа психолога с педагогами детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Психолог помогает воспитателям осуществлять индивидуальный
подход в общении с детьми. Исследование детских групп и отдельных
детей дают богатейший материал для понимания проблем
интеллектуального и эмоционального развития, требующих особого
внимания взрослого. Конечно, воспитатели будут, прежде всего,
обращаться к психологу по поводу детей, затрудняющих работу с группой :
агрессивных, недисциплинированных и т. п. Однако психолог должен
Публикация «Работа психолога с педагогами детском саду» размещена в разделах
обратить их внимание и на таких воспитанников, которые, не являясь
помехой, отличаются личностным неблагополучием, – застенчивых,
робких, неуспешных, одиноких. Невозможно предусмотреть и описать
заранее особенности подхода к тому или иному ребенку, меры, которые
следует предпринять для повышения его эмоционального благополучия.
Такие меры психолог и воспитатель вырабатывают совместно в каждом
конкретном случае. Психолог может реализовать различные виды работы с коллективом детского сада, способствующие улучшению собственного эмоционального
состояния педагогов, снятию напряженности, усилению внимания к
психологическим аспектам работы с детьми. Хорошо, если в детском саду
удается выделить специальное помещение для отдыха персонала, где будут
обсуждаться с коллективом возникшие сложные ситуации в группах и
совместно намечаться пути их разрешения. Психолог может выявить
наиболее сильные стороны каждого воспитателя и помочь ему так
скорректировать работу с детьми, чтобы эти стороны выдвинулись на
первый план. Это принесет несомненную пользу как самому воспитателю,
повысив его самооценку и создав возможность раскрытия собственного
творческого потенциала, так и детям.
Темы лекций, бесед, консультаций, проводимых психологом, можно
варьировать в зависимости от конкретных условий. Работа эта может
проводиться с воспитателями и родителями одновременно. Некоторые
темы можно рекомендовать как общие для любых дошкольных
учреждений. Вот их примерный перечень.
1. Роль природных свойств ребенка, условий жизни и воспитания в
его психическом развитии.
2. Психологические особенности детей разных дошкольных
возрастных групп.
3. Развивающее значение разных видов детской деятельности (игра,
рисование, конструирование и т. д.).
4. Влияние взаимоотношений взрослых в семье на психическое
развитие ребенка.
5. Как обеспечить эмоциональное благополучие ребенка
6. Особенности подхода к трудным детям.
7. Адаптация ребенка к детскому учреждению.
8. Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их
благополучному разрешению.
9. Психологическая готовность ребенка к школе.
Общая направленность бесед – дать представление о том, что ребенок
не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг
взрослых – сделать эту жизнь как можно более полнокровной и счастливой.
Замечательный психолог Л. С. Выготский говорил, что
обучение в дошкольном возрасте отличается от школьного тем, что ребенок
учится по нашей программе в той мере, в какой она становится его
собственной. Нет необходимости перегружать ребенка, стараясь дать ему
как можно больше. Ведь между видами детской деятельности существует
широкая взаимная компенсация, и использовать следует те из них, которые
лучше организованы взрослым и к которым испытывает большую
склонность сам ребенок. Психолог может помочь педагогическому персоналу детского сада, и в первую очередь воспитателям, раскрыть их возможности и творческий потенциал специальными занятиями. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может
проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных
позиций. Полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда
воспитателю удается занять позицию, способствующую этому развитию.