Аванесян Мелинэ Хачиковна
Самообразование: мотивы, этапы, достижения
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование : мотивы, этапы, достижения.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
А. Дистервег
Самообразование-есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой и является профессия воспитателя.
Публикация «Самообразование: мотивы, этапы, достижения» размещена в разделах
Самообразование тесно связано со спецификой педагогической деятельности, её ролью в социуме, а так же с модным нынче непрерывным образованием, которое связано с постоянно меняющимися условиями труда педагогов. Весь смысл этого процесса заключается в удовлетворении познавательной активности, а его суть - в овладении культурой мышления, умении самостоятельно, без какой-либо помощи, работать над своим совершенствованием, преодолевать проблемы, в том числе профессиональные.
Формы повышения квалификации педагогов
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы:
- обучение на курсах (один раз в пять лет);
- самообразование;
- участие в методической работе детского сада, района.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Руководителю необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов и воспитателей. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.
Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственной образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у воспитателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога, как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители выбирают детский сад для своего ребенка.
• Общественное мнение. Воспитателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим воспитателем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория воспитателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «Исцелись сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда учить других?
Направления самообразования :
• Профессиональное (по образовательным областям программы)
• Психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и их родителей)
• Психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.)
• Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• Правовое
• Эстетическое
• Историческое
• Политическое
• Информационно-компьютерные технологии
• Охрана здоровья
• Интересы и хобби
Формы самообразования воспитателя
• Индивидуальная форма самообразования
• Групповая форма самообразования (МО, творческие группы, семинары, практикумы и др.)
Источники самообразования.
В чем заключается суть процесса самообразования? Воспитатель постоянно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же источники этих знаний и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, музеи, выставки, театры, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники знаний, способствующие профессиональному росту. Однако могут способствовать и тому и другому одновременно.
Составляющие процесса самообразования воспитателя :
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать мероприятия, проводимые коллегами и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования :
• Работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
• Участие в работе научных конференций, семинаров;
• Ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
• Просмотр телепередач
• Чтение методической, педагогической литературы
• Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогических технологий
• Решение тестов, кроссвордов повышенной сложности или нестандартной формы
• Посещение тренингов, открытых занятий коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых мероприятий для коллег для анализа со стороны коллег
• Изучение информационно компьютерных технологий
• Общение с коллегами в своем ОУ, районе и в Интернете
• Ведение здорового образа жизни, занятия физическими упражнениями. Болезни - большое препятствие для профессионального роста
Результат самообразования :
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования воспитателя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
• Доклады, выступление по итогам работы и обмену опытом;
• Составление картотеки по проблеме;
• Игры и пособия, сценарии, статьи, программы, исследования
• Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• Составление перспективного плана работы с детьми;
• Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
• оформление передового педагогического опыта
• Разработка новых форм, методов и приемов обучения
• Разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям
Продуктивность процесса самообразования :
Самообразование воспитателя будет продуктивным, если
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию
• Воспитатель владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Воспитатель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
• Воспитатель обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом воспитателя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой, диагностикой воспитанников, необходимость приобретения практических умений анализировать педагогический опыт.
• Воспитатель обладает готовностью к педагогическому творчеству.
Часть 2. Организация процесса самообразования
Выбор тем для самообразования
Тематикой самообразования также может быть :
- одна из годовых задач ДОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для воспитателей, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако руководитель может предложить педагогу поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитания и обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.
Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
Личный план самообразования воспитателя
На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план
• Фамилия, имя, отчество
• Название темы
• Цели
• Задачи
• Предполагаемый результат
• Этапы работы
• Сроки выполнения каждого этапа
• Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• Способ демонстрации результата проделанной работы
• Форма отчета по проделанной работе
• Литература
По окончании работы над темой воспитатель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей
В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия. Организуются выставки "В помощь занимающимся самообразованием”, "Это интересно знать”, "Новинки” и др. Постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы.
Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).
Несколько советов занимающимся самообразованием
ВАЖНО, чтобы знания по какому-то вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.
Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.
Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
Важно уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.
Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Заключение.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует воспитатель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет воспитателю не дать, самое главное – желание воспитателя и способность воспитателя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.