Елена Черныховская
Работа по самообразованию «Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы: Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Публикация «Работа по самообразованию „Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессив-ность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Структура агрессивных проявлений.
Как и любое психическое явление, агрессия имеет свою структуру, отражающую ее сущностные характеристики. Структуру агрессивных проявлений можно представить следующим образом, опираясь на исследования психологов И. К. Заградовой, А. К. Осинского, Н. Д. Левитова.
По направленности:
Агрессия, направленная вовне.
Аутоагрессия – агрессия, направленная на себя; проявляется в самообвинении, в самоунижении, нанесении телесных повреждений, вплоть до самоубийства.
По цели:
Инструментальная агрессия – является средством достижения какой - либо цели.
Враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
По методу выражения:
Физическая агрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица или объекта.
Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, так и через содержание вербальных реакций (угроза).
По степени выраженности:
Прямая агрессия непосредственно направлена против какого-либо объекта или субъекта.
Косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (сплетни, и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядочнностью (проявляется в топании ногами).
По наличию инициативы:
Инициативная агрессия - непосредственно исходит по собственному желанию.
Оборонительная агрессия выступает в качестве защитного механизма в ответ на причиненный ущерб.
Также необходимо отметить, что каждая личность обладает определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека Считается, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.
Цель самообразования : снижение агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Задачи самообразования :
Выявить особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте.
Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.
Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к агрессивному поведению.
Ознакомиться с видами коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
Разработать рекомендации педагогам и родителям по предупреждению агрессивного поведения.
Направления самообразования :
изучение основополагающих теорий и понятий;
изучение литературы по изучаемой проблеме;
ознакомление с экспериментальными работами по проблеме профилактики дошкольной агрессии;
ознакомление с опытом работы других специалистов по исследуемой проблеме.
Перспективы самообразовательной деятельности :
ориентирование в новой литературе;
умение разбираться в изучаемой проблеме;
ознакомление с основами агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
№ Этапы Планируемые мероприятия/работы по самообразованию Сроки
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАБОТА :
Изучение литературы
(методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др. ,
Интернет.
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Совершенствование своих знаний в области современной психологии и педагогике.
3. Повышение уровня своей компетенции посредством изучения педагогической, психологической литературы, касающейся изучаемой проблематики.
4. Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов посредством Интернета;
5. Систематический просмотр определенных сайтов, посвященных изучаемой теме.
Октябрь - ноябрь 2018 г.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА :
Повышение квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями.
Составление собственного литературного блока.
Апробация собственных проектов 1. Ознакомление педагогов с материалами проблемы агрессивности для непосредственного получения практической информации;
2. Обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем;
3. Разработка сказок, конспектов занятий для работы с агрессивными детьми;
4. Составление картотеки игр для работы с агрессивными детьми, разработка памяток и консультаций для родителей;
4. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме, разработка памяток для педагогов;
5. Изучение современных психологических методик, способов коррекции;
6. Систематическое пополнение собственной базы различными рекомендациями, буклетами и т. д. Январь 2019 г.
В течение года
Февраль 2019 г.
Март
2019 г.
Апрель
В течение года
В течение года
3. САМООТЧЕТ :
1) Разработка консультаций для родителей, составление рекомендаций (буклет, памятки и т. д.)
2) Подготовка отчета по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему;
Апрель 2019 г.
Март
2019 г.
Список литературы:
1. Алфимова М. В. Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6.
2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001.
3. Божович Л. А. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности – М., Воронеж, Филинъ, 1995
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. 2000.
5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3.
6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М. : Генезис, 2000. -192с.
7. Подласый И. П. Педагогика – М., ВЛАДОС, 1999
8. Кукса В. Агрессивный ребенок. https://infourok.ru
9. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6.
10. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.
11. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.
12. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2001.
13. Нагимова С. Н. Причины агрессивного поведения детей // Современные наукоемкие технологии. – 2007. - № 6. – С. 10-12.
14. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка – М, ИНФРА-М, 1992.
15. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М. : Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.
16. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М., 2001.
17. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.
18. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Сещерякова. – М., 1997.
19. Психология человеческой агрессивности / К. В. Сельченок. – Мн., 1999.