Светлана Жабуева
Работа по развитию способностей у учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по развитию способностей
1. Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия,
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации)
- творческие и нестандартные задания.
Проблемно-развивающее обучение
Публикация «Работа по развитию способностей у учащихся» размещена в разделах
На уроках создаю ситуацию познавательного затруднения, при которой дети поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектно-исследовательская деятельность
Одна из следующих форм развития способностей детей, организация проектной деятельности. Когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.
Организация проектной деятельности способствует выработке следующих знаний, умений и навыков:
самостоятельно выделять проблему, доказывать факты, явления, закономерности;
находить несколько вариантов решения выделенной проблемы и обосновывать наиболее рациональные из них;
классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученные явления и закономерности;
проводить сбор данных, эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
применять научные методы исследования;
оформлять свои работы;
рецензировать и оценивать собственную работу, а также работы других учащихся.
Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- предметные недели
- театрализованные праздники
- олимпиады и конкурсы по предметам
- разновозрастные предметные, интегрированные модули «Калейдоскоп», «О, Еравна, размах твоих крыльев широк», «Птицы родного края», «Секреты орфографии», «Читаем сами», «Еравна и Я».
Предметные недели.
Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. У детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.
Театрализованные праздники.
Театрализованные праздники - особая форма работы, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации у детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.
Олимпиады и конкурсы по предметам.
Для развития способностей детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе создаются и постоянно пополняются банки заданий олимпиад по различным образовательным областям. Участие в районной олимпиаде «Умники и умница».
Интернет- ресурс, заочные конкурсы.
Участие детей в заочных конкурсах на сайтах «Учи. ру», «Гуламта», «Русский медвежонок», «Родное слово» и другие.
Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….». (Лев Николаевич Толстой)
Формы работы
- творческие мастерские;
- групповые занятия в классе и в разновозрастной группе
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Формы и методы творческого обучения младших школьников
Применяю дифференцированный подход, разнообразные формы и методы творческого обучения.
Постепенное приближение младших школьников к самостоятельному решению проблем осуществляется с помощью частично- поискового или эвристического метода. Одним из приемов данного метода является эвристическая беседа.
Суть такой беседы заключается в том, что заранее продумываются вопросы, каждый из которых стимулирует ученика на осуществление небольшого поиска. Путем рассмотрения всех вопросов ученики разбираются в новом для них явлении.
Для того чтобы найти решение того или иного вопроса, используются не только метод наблюдений, экспериментов, моделирования, но и фантазирование, преувеличение, мозговой штурм, основной задачей которых является коллективный сбор как можно большего числа идей.