Елена Семеняка
Работа по исследованию экологической тропы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад№ 15
РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ.
Программные задачи:
Образовательные:
Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада.
Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях хвойных и лиственных деревьях. Познакомить с семенами хвойных деревьев.
Публикация «Работа по исследованию экологической тропы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке.
Развивающие:
Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.
Развивать воображение и логическое мышление: развивать умение «входить» в образ растения. развивать наблюдательность, учить размышлять детей над тем, что они увидели; Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках весны, о жизни перелетных птиц весной.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
Цель: Расширять и обобщать знания детей об объектах экологической тропы в детском саду весной.
Предварительная работа: Наблюдения неживой и живой природы весной. Чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Приготовить иллюстрации с весенними пейзажами. Выучить с отдельными детьми стихи, рассказы. Оборудование: иллюстрации птиц, модели для составления рассказов о весне, письмо от Деда-природоведа, снег, лед в розетках, ложечки, термометр, чашки с водой, пакет с землей, поддон для посадки семян, пакет семян, лейки с водой, лопатка. Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ.
Хозяин экологической тропинки Детского сада № 15 «Боровичок» приглашает ребят посетить свою страну. Боровичок знакомит нас с наиболее интересными объектами.
Итак, хозяин тропинки Боровичок встречает детей у главного входа детского сада. Первая остановка «Можжевельник горизонтальный». Это декоративное растение, его сажают для украшения территории детских садов, школ, больниц, парков, скверов. Можжевельники с чешуйчатыми листьями имеют пронизывающий ароматный запах, который усиливается при солнечном облучении и после дождя. У можжевельников с хвоеобразными листьями запах менее выражен. Можжевельник весьма долговечен и может достигать возраста 600-800 лет.
Следующая остановка «Туя». Это соседка можжевельника. Это дерево необычное, у него нет листьев, но нет и иголочек, как у ёлки. Вместо листочков у туи мягкие лапки. Пощупайте, ребята, они действительно мягкие, шершавые. Туя тоже является декоративным и тоже вечнозелёным растением. Про можжевельник и тую можно сказать, что они «зимой и летом одним цветом», как у ёлочки, правильно? Вот какие интересные растения растут у нас в детском саду.
А сейчас мы попали в царство цветов: здесь растут астры, петуньи, колокольчики, георгины, настурции. Послушайте сказку о «Фее цветов», как она спасла цветы от гибели.
«Фея цветов очень красивая, она и должна быть красивой, ведь она «Фея цветов». Она сажала весной цветы, как и мы с вами, ухаживала за ними, поливала. Дарила детям букетики цветов на дни рождения. Она была весёлой и доброй, и все её любили. Не любила её только «Фея жары». Она была злая, и как только Фея цветов отлучалась, она портила цветы жарой. И вот однажды, когда Фея цветов уехала в гости далеко-далеко, Жара тут же высушила землю на клумбах, забрала у цветов всю воду и цветы высохли. Земля без воды потрескалась, стала твёрдой. Жара радовалась, что избавилась от Феи цветов, но Ветерок, который летал везде и всё видел, полетел к Фее цветов, и всё рассказал ей. Фея попросила свою подружку Капельку помочь ей. Вдвоём они прогнали злую Жару и полили цветочки. Цветы обрадовались и ожили, стали ещё красивее. Вы поняли, ребята, что самое главное для растений? Вода. Правильно, вода! Вот послушайте стихотворение:
Лейка, лейка
Больше лей-ка
И водички не жалейка
Для цветов водица
Очень пригодится.
Ребята, кого вы видите среди цветов? Назовите этих насекомых?
Дети: бабочки, пчёлы, шмели.
- а что им нужно? Сладкую водичку, нектар. А пчёлы делают из нектара мёд. Вы любите мёд? Пчёлки потрудились и принесли вам в подарок баночку мёду. Когда мы вернёмся, они нас угостят, а мы им скажем «спасибо».
А вот здесь растёт интересное дерево, оно даёт плоды, орехи, и дерево называется «орешник» это дерево вы все знаете. Оно растёт почти в каждом дворе. Орехи называют «грецкие». Орехи крупные, домик у них твёрдый, серединка мягкая, вкусная масленичная. Из орехов делают лекарство, мамы ваши кладут их в торты, пироги. Я взял с собой немного орехов, мы их пощупаем, рассмотрим, а потом я угощу вас орехами.
(Дети рассматривают орехи, Боровичок разбивает несколько орехов-угощает детей, дети благодарят Боровичка)
Следующая остановка «Клён». У него красивая крона, красивые резные листья. (Рассматривание листьев, характеристика)
А у листьев клёна, ребята, есть детки. Однажды, ветерок устал летать и присел отдохнуть вот на это дерево-клён. Вдруг он увидел перед собой удивительные создания с одним очень тоненьким крылышком. «Вы кто?» -спрашивает Ветерок. «Мы Крылатки, мамы –клёна любимые ребятки. Мы очень любим летать.» «Как же вы летаете с одним крылом?» - удивился Ветерок. «А ты дунь на нас и увидишь сам». Ветерок дунул, и крылатки полетели… А ветерок смотрел и любовался: «Как красиво они кружатся!» А когда крылатки подрастут, они поиграют с нами, детки, в «носики».
Посмотрите, ребята, вот мы подошли очень интересному объекту, который называется «Кубанское подворье». Здесь расположился колодец, казачья хата, покрытая камышом, за оградкой сидит розовый поросёнок. Около хаты стоит плетень, на котором висят перевёрнутые крынки.
А вот посмотрите, что за чудо – дивное. Лебеди белые расправили свои большие белые крылья, будто вот-вот оторвутся от земли и полетят высоко в небо. Но я думаю, что им так нравится жить на территории детского сада, что они останутся здесь и будут наблюдать за нами.
А теперь, ребята, отгадайте загадку:
В белом сарафане
Стала на поляне
Летели синицы
Сели на косицы (Береза)
Подойдем к березе, полюбуемся ее нарядом. Кора ее белая, чувствуете какая она гладкая, шелковистая? Береза не только красавица, она самое смелое дерево. Случится в лесу пожар, выгорит целый участок с деревьями, и долго - долго оставался бы в лесу этот мертвый кусок земли, если бы не береза. Множество ее семян разносит в начале осени ветер. Семена легкие и маленькие.
Какими словами можно рассказать о березе? (Высокая, стройная, красивая, кора белая, гладкая).
Посмотрите, вот здесь лягушка. Её сейчас нет, она ускакала по делам. Лягушка может жить как в воде, так и на земле. Наша лягушка живёт на земле. Она любит греться на солнышке, очень добрая, поэтому её приглашают жить разные герои сказок: «Теремок», «Лягушка-царевна» и др. Она приносит большую пользу. Лягушка ест разных вредных насекомых: мух, комаров. Давайте попрыгаем как лягушка! Проквакаем! Лягушке пообещаем, что обязательно ещё придём к ней в гости, когда она будет дома.
Следующая остановка «Огород». Вы, наверное, знаете, что здесь растёт?
(дети называют: морковь, свёкла, огурцы, помидоры, фасоль, горох, лук петрушка, укроп)
«Как много вы знаете»- удивляется Боровичок. Дети рассказывают Боровичку, как они выросли и помогают на огороде.
«А вот я сейчас проверю, что вы ещё знаете?» - Боровичок проводит игру «Вершки –корешки»
Следующая остановка «фито огород». Здесь растут только лекарственные травы: календула, мята, подорожник, мать-и-мачеха
Почему они лекарственные? Потому что они употребляются для лечения различных заболеваний. Отваром календулы полощут горлышко при ангине, листья подорожника прикладывают к ранке на ноге, или руке, из листьев мяты будем заваривать чай. Вот вы и узнали о пользе трав на нашей грядке. А вот и полянка! Сколько здесь цветущих одуванчиков! Кто вспомнит стихотворение «Одуванчик»:
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик,
Подрастёт нарядится в беленькое платьице,
Лёгкое воздушное, ветерку послушное!»
Давайте побегаем по траве. Трава мягкая, если упадёшь, то больно не будет.
А вот следующая остановка с интересным названием «Сафари-парк». Посмотрите, ребята, на лужайке пасутся зебра с жирафом. Под пальмой спит крокодил. Ой. А вот к ручейку медленно движется семья черепахи. Давайте не будем их тревожить, и продолжим наш путь.
Дальше Боровичок ведёт всех к сливовому саду.
Слива может накормить детей своими ягодами. Боровичок рассказывает, что у фруктовых деревьев есть вредители: гусеницы и червячки. Они подъедают кору, едят листья и плоды. Вот птицы являются помощниками. Они склёвывают вредителей и таким образом спасают дерево. А вот люди по-своему ухаживают: убирают сухие ветки, делают обрезку лишних веток, срывают листья и плоды повреждённых вредителями. К зиме землю вокруг дерева надо обкопать, чтобы воздух попадал к корням. Если мы будем жалеть и ухаживать за плодовыми деревьями, они нас отблагодарят, подарив много фруктов. Все растения, дети, требуют ухода. Вы ещё маленькие, но вы подрастёте и обязательно научитесь ухаживать за растениями.
А сейчас мы свами пройдём к знакомому цветнику, в котором расположился небольшой водоём. Как вы видите это совсем не большое углубление, заполненное водой. Вокруг воды высажены различные растения. Хоть в нашем пруду не могут жить рыбы и другие обитатели водоемов, зато в нем в великом множестве живут и развиваются личинки различных насекомых. В жаркие летние дни сюда прилетают попить воды все окрестные птицы, наблюдение за которыми доставляют детям истинную радость.
Теперь мы с вами выйдем к тому месту, откуда начиналось наше путешествие по экологической тропинке.
Боровичок благодарит детей за приятное общение и приглашает посетить его недельки через две.
1