Тимошенко Екатерина
Работа над звукопроизношением с детьми с ТНР
СЗвукопроизношение – это правильное произношение звуков родного языка изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи.
В процессе коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями решаются следующие задачи (вы их видите на слайде), все они направлены на формирование звукопроизношения :
1. Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
2. Постановка звуков и ввод их в речь.
3. Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия:
Публикация «Работа над звукопроизношением с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Темочки
• Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
• Развитие речевого дыхания.
• Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
4. Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
6. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учё том следующих принципов:
1) принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также понимания единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
2) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
3) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
4) принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
5) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
6) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
7) принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
8) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Работа над звукопроизношением делится на 3 этапа
1 этап. Подготовительный.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие физиологического и речевого дыхания.
- Развитие слухового внимания, памяти.
- Укрепление физического здоровья (консультации врачей, узких специалистов)
2 этап.. Постановки автоматизации звуков
3. Этап дифференциации звуков.
1 этап. Подготовительный.
Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
- Развитие артикуляционной моторики по средством артикуляционной гимнастики.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие физиологического и речевого дыхания.
- Развитие слухового внимания, памяти.
- Развитие артикуляционной моторики происходит по средством артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
По просту говоря цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
* Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
* Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
* Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
* Показывает выполнение упражнения.
* Дает четкую инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Артикуляционная гимнастика делится:
По количеству участников в ходе выполнения упражнений По роли ребенка в процессе выполнения упражнений
Фронтальная Пассивная
Подгрупповая Пассивно-активная
Индивидуальная Активная
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно.
СУЩЕСТВУЮТ КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДГОТОВКУ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МУСКУЛАТУРЫ ДЛЯ КАЖДОЙ ГРУППЫ ЗВУКОВ. ЭТИ КОМПЛЕКСЫ МОЖНО НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ.
А что бы детям было интересней заниматься можно дополнительно использовать нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики.
Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики
• Упражнения с бусиной, драже, сушкой, соломкой, ложкой и т. д. для совершенствования артикуляционной моторики. Конечно в условиях детского сада мы не можем проводить гимнастику с едой. но мы можем рекомендовать это родителям.
• «Биоэнергопластика»
Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук;
По мнению А. В. Ястребовой «…движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов».
Особенности работы с применением биоэнергопластики
• Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике.
• Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
• К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
• Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
• Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
В интернете вы сможете найти множество видео на эту тему.
• Зверогимнастика
Выполняем гимнастику вместе животными.
• Использование дидактических кукол;
• Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;
• Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/igraprezentatciya_artikulyatcionnaya_gimnastika_144620.html
• Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов
ФОТО
• Выполнение артикуляционных упражнений с применением «кубика»;
- Развитие мелкой моторики.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.
Отечественный физиолог В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка.
Средства развития мелкой моторики:
• Нитки, тесьма, веревки, шнуровки;
• Крупа, бусы, пуговицы;
• Бумага;
• Пластилин;
• Природный материал.
Виды: ФОТО
• Пальчиковая гимнастика;
• Народные игры с ладошками;
• Игры с песком;
• Пальчиковый театр;
• Театр теней;
• Театр рукавичек;
• Плетение;
• Графические упражнения;
• Игры на развитие тактильного восприятия;
• Застежки;
• Дидактические игры;
• Сухой бассейн
• Массаж (самомассаж)
• Рисование
Эти виды и способы развития мелкой моторики особенно хороши в сочетании с речевым материалом при закреплении правильного звукопроизношения.
- Развитие физиологического и речевого дыхания.
Дыхание – это здоровье человека, его физическая активность. Правильное дыхание способствует снабжению всех органов кислородом, улучшению качества умственной деятельности. Дыхание также основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной. Дыхание ребенка имеет свои особенности: чем меньше ребенок, тем меньше жизненная емкость легких, а потребность в кислороде велика, поэтому детское дыхание частое и поверхностное. Это не может не отразиться на речи, на ее интонационной выразительности, на голосе, его силе, и, конечно, на звукопроизношении. Учитывая все вышесказанное, огромное значение приобретает дыхательная гимнастика.
Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования; формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы, которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми.
Различают три типа дыхания: верхнереберное, грудное, груднобрюшное (оно же диафрагмально-реберное). Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания — груднобрюшной.
Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечаются недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.
Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в следующей последовательности.
Развитие груднобрюшного типа дыхания.
Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.
Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность.
Мы учим детей:
— добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе;
— на одном выдохе произносить 3—4 слога;
— правильно произносить фразу из 2—3 слов;
— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;
— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5—6 слов;
— слитно, на одном выдохе, произносить 1—2 стихотворные фразы;
— сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать правила:
— не переутомлять ребенка, т. е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;
— следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;
— чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;
— движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.