Татьяна Горькая
Работа над звуками с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над звуками с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде
Т. Г. Горькая, учитель-логопед, г. Санкт-Петербург
Система работы над гласными звуками.
Порядок прохождения гласных звуков : А, Э, О, И, У, Ы.
Сначала гласный звук артикулируется без голоса (немая артикуляция). Затем звук произносится : - шёпотом, - тихо, - громко. Ноздри при этом рекомендуется зажимать, чтобы не было утечки воздуха. Сначала звук отрабатывается на твёрдой атаке. Ребёнок делает вдох и на выдохе произносит звук ( пример: а/; а/а/). По мере изучения других звуков начинается работа над сочетаниями звуков ( пример: а/о/; а/о/а/; а/о/а/о/). Затем гласный звук произносится с паузой в 1 секунду, 2 секунды, 3 секунды ( пример: а/- а/; а/- - а/; а/- - - а/; а/- о/; а/- - о/). При этом сегменты нёба сами удерживаются в поднятом положении. Далее отрабатывается плавное произнесение звуков. Последний звук тянется ( пример: а/а/а/а/___). Затем переходят к плавному произнесению в сочетании звуков.
Темочки:
Работа над согласными звуками.
Перед логопедом стоят задачи:
• научить распознавать звуки;
• научить правильно воспроизводить артикуляцию;
• применять это умение в самостоятельной речи.
Логопед должен максимально использовать все сохранные предпосылки ребёнка.
Надо помнить:
1. Определение последовательности прохождения звуков строго индивидуально.
2. Учитываются рубцы, аномалии зубного ряда, ортодонтическая аппаратура (протезы).
3. Допускаются некоторые отклонения в артикуляции, аналогия звуков.
4. Заметно увеличен срок подготовительных упражнений.
5. Следует учитывать слабость воздушной струи и не требовать от ребёнка активного произнесения взрывных звуков (пр. : звук П).
Приёмы работы над отдельными звуками.
Звук П.
Через дутьё, пошлёпывая губами. Губы предлагается облизать, т. к. влажные губы смыкаются плотнее. Это увеличивает смычку.
Высунуть язык и при этом поплёвывать губами.
Надуть щёки и хлопнуть по щекам руками (ладонями).
Все три приёма делают с зажатыми ноздрями. Вначале зажимаются - обе ноздри, - затем одна, - зажим исключается.
Звук Т.
Нужно улыбнуться так, чтобы стали видны зубы и сплюнуть, высунув кончик языка.
От опорного звука П. Ребёнок произносит сочетания «па – па», при этом кладёт кончик языка на нижнюю губу. Губы раздвигает в улыбку (кончик языка широкий).
Можно использовать опорный звук С. При произнесении межзубного звука С смыкать и размыкать резцы.
Звук К.
От звука Т. Ребёнок произносит сочетания «та – та – та». Шпателем кончик языка удерживается внизу и отодвигается вглубь рта. Получается «та – тя – кя – ка».
Звук С.
На язык накладывается соломинка. Дутьё через соломинку позволяет выработать направленную воздушную струю, облегчает образование желобка, снимает излишний подъём спинки языка. Постепенно соломинку выдвигаем изо рта.
Особенности закрепления согласных звуков.
Следует учитывать:
1. Звуки закрепляются в обратных слогах в сочетании с гласным звуком на твёрдой атаке ( пример: а/к).
2. Также в обратных слогах, но между гласным звуком на твёрдой атаке и согласным звуком пауза в 1 секунду ( пример: а/- к).
3. Звук закрепляется между гласными звуками. Первый звук – гласный на твёрдой атаке ( пример: а/ка).
4. Звук также закрепляется между гласными звуками, но с паузой в 1 секунду ( пример: а/- ка). Далее пауза увеличивается в 2 секунды, в 3 секунды ( пример: а/- - ка, а/- - - ка).
До операции могут быть не поставлены заднеязычные звуки К,Г,Х и звук Р.
Подготовительные упражнения и постановка звуков в дооперационный период занимает по времени 1 год и больше.
У детей-ринолаликов затруднена дифференцировка и распознование на слух близких по звучанию фонем. Поэтому воспитанию фонематического слуха уделяется больше внимания.
Работа по развитию фонематического слуха предполагает:
1. Выделение звука из ряда изолированных звуков.
2. Определение наличия изучаемого звука в слове.
3. Определение места звука в слове.
4. Различение правильно произносимого звука и искажённого.
(Ребёнок говорит, когда название картинки было дано правильно).
5. Определение правильности произношения звука в предложении.
(Нужно выделить слово в контексте).
Ребёнок должен на слух различать ротовое и носовое произношение звуков.
Так как упражнения по развитию фонематического слуха утомительны для детей то, чтобы не вызвать перенапряжения, необходимо
На первом занятии анализировать не больше 3-4 слов.
По времени эти упражнения не должны превышать 5-7 минут.