Валерия Сазыкина
Мастер-класс для родителей «Звучащие ритмы. Играем со звуками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с методом развития творческих способностей детей через практическое занятие – озвучивание сказки (технология «Игры со звуком»)
Задачи: дать теоретическое представление об эффективности данной технологии, обучить приемам игры на практике, создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей
Публикация «Мастер-класс для родителей „Звучащие ритмы, Играем со звуками“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2016
Материалы и оборудование: тексты сказок, самодельные инструменты – «шумелки», «бубен»; детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, погремушка, колокольчик, треугольник, свистульки, металлофон; «звучащие» предметы – бокалы, карандаш, бумага, пакет, ложка, деревянная расческа,
Содержание:
Если внимательно прислушаться к себе и к миру, то везде обнаружатся ритмы : дыхание, биение сердца, речь, ходьба. Вся наша жизнь – это переплетение множества ритмов, видимых и невидимых – такая вот своеобразная музыка. Ритмичная музыка созвучна естественным жизненным процессам, отражает их, и возможно именно поэтому она так притягивает и завораживает. Игра на ударных инструментах - это один из простых способов развития ритмической способности детей. Умение чувствовать и воспроизводить ритм – это очень ценное качество, влияющее на общее развитее ребенка - двигательное, речевое, эмоциональное и умственное. Развитое чувство ритма помогает координировать движения тела и дыхания. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и четкость речи. Ударные и шумовые инструменты хороши как раз тем, что даже малышам легко научиться играть на них, воспроизводить несложные ритмы. Кроме того, примерно в возрасте 4-6 лет у детей возникает насущная потребность пошуметь в буквальном смысле этого слова. Поэтому, если у ребенка в этот период жизни под рукой окажется барабан, бубен, кастаньеты, трещотки, маракасы и т. п., то удовлетворение этой шумной потребности будет более гармоничным и для ребенка, и для его близких и, кроме того, будет способствовать развитию музыкального слуха.
Простые шумовые музыкальные инструменты дают возможность детям выразить себя, передать свое настроение, снять за короткое время напряжение, расслабиться.
Игры со звуками – очень увлекательное занятие. Поскольку это довольно просто, дети включаются в игру с большим удовольствием. Игры со звуками помогают детям творчески проявить себя, закладывают основы творческого мышления, что важно для общего гармоничного развития личности ребенка.
Игры со звуками дают ребенку :
• изучить звуковые свойства различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических) ; детских музыкальных инструментов (самодельных, шумовых, народных, а также собственного голоса;
• приобрести разносторонний опыт звуковых ощущений;
• исследовать различные способы извлечения звука и приобрести навыков игры на инструментах;
• развитие умения различать звучание разных музыкальных инструментов, а также высокие и низкие звуки.
Существует много вариантов творческих заданий, в которых можно использовать элементарную импровизацию.
Наиболее известные и доступные:
- озвучивание стихотворений и сказок;
- озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;
- сочинение собственных рассказов и озвучивание их;
- придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего мира и т. д.
Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т. д. Важно также научить детей чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, осмысленно подбирать подходящий инструмент, темп звучания. При этом огромную роль играет взаимодействия взрослого и ребенка. Это, конечно, творческое сотрудничество, совместный поиск способа выполнения того или иного задания.
Сегодня я хочу рассказать вам об одном из вариантов игры со звуком, вы сможете сами поучаствовать в озвучивании стихотворения и сказки, и поймете, как можно в такие творческие игры играть дома с ребенком.
Какие же инструменты подходят для совместного музицирования с детьми? Возможно, у вас дома есть простые детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, дудочка, колокольчик, погремушка (показ инструментов)
Подойдут и предметы, что имеются в каждом доме – расческа, пластиковые или бумажные стаканчики, газеты, ложки (деревянные или металлические) и т. д. (показ «инструментов»)
Также можно изготовить самодельные инструменты. Вот, посмотрите (показывает такой инструмент, можно взять упаковку от игрушки киндер-сюрприза, наполнить ее горохом, фасолью, крупой, можно положить бусинки или скрепки. А можно взять несколько таких «шумелок» и, прикрепив, к круглой основе, изготовить бубен (показ инструментов).
Для начала нужно помочь ребенку исследовать возможности инструментов.
• Предложите малышу поиграть так, как он хочет. Спросите, на что может быть похоже звучание того или иного предмета, инструмента.
• .Предложите ему выбрать из нескольких инструментов тот, что лучше подойдет для озвучивания шагов, дождика.
Все то, что было сказано выше об играх звуками с инструментами, относится и к играм голосом. Голос и артикуляционный аппарат (зубы, губы, язык) может использоваться для различной звукокрасочной игры, создания звуковых эффектов : свиста, шипения, цоканья языком и т. п.
Также можно использовать так называемые «звучащие жесты» : хлопки, шлепки, щелчки, притопы. Они могут быть разными. Давайте попробуем! (совместное исполнение педагога с родителями) .
Таким образом, игры звуками организуют музыкально-творческую работу с ребенком, охватывая звучащие жесты, все виды инструментов и его голос.
Теперь давайте перейдем к практической части нашего мастер-класса и попробуем для начала озвучить стихи.
Если за окошком весна – подойдет стихотворение «Сосулька-свистулька».
Озвучиваем стихи
«Сосулька-свистулька» В. Степанова.
Свистит моя свистулька весенним соловьем, (детские свистульки)
И толстая сосулька худеет с каждым днем. (треугольник)
Свистит – переливается, летит за трелью трель, (свистульки)
Подснежник просыпается, (металлофон, колокольчик)
Стучит в окно апрель. (коробочка, колокольчик, ложки)
В этой модели следует обратить внимание детей на слова «свистит-переливается», чтобы они на детских свистульках попытались самостоятельно найти исполнительский прием, похожий на трель. Варианты озвучивания данного стихотворения могут быть разными. Важно предоставить детям возможность самим искать и подбирать инструмент, находить ритм и темп исполнения. Необходимо учитывать, что темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется, появляются небольшие паузы, во время которых звучит импровизация.
(Педагог предлагает нескольким родителям выбрать инструменты и поучаствовать в озвучивании данного стихотворения.)
Русские народные сказки с их яркими образами представляют огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами или игрушками. Как и при чтении стихов, сказки могут быть исполнены самым различным способом: на фланелеграфе, при помощи настольного, кукольного театра, а также и непосредственно по ролям.
Возьмем саму простую сказку «Курочка Ряба». (Педагог предлагает родителям озвучить сказку)
Жили-были дед и баба.
И была у них Курочка Ряба. (голосом изображаем курицу)
Вот как-то раз снесла Курочка яичко, да не простое, а золотое. (Звеним ложкой в стакане)
Дед бил, бил- не разбил.
(ударяем ладонями по коленям)
Баба била, била – не разбила.
(ударяем ладонями по коленям)
Мышка бежала
(ударяем пальцами по коробке)
хвостиком махнула,
(проводим одной ладонью по другой)
яичко упало и разбилось.
(звеним ложкой в стакане)
Дед плачет
(звукоподражание голосом)
баба плачет,
(звукоподражание голосом)
а курочка кудахчет:
«Не плачь, дед!
(похлопываем по одному плечу)
Не плачь, баба!
(похлопываем по другому плечу)
Снесу я вам другое яичко – не золотое, а простое». (хлопки)
Молодцы!
Вывод :
В результате таких творческих упражнений дети открывают в себе новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества.
Я надеюсь, что мастер-класс был для вас интересным и полезным, что вы получили вдохновение для дальнейших творческих экспериментов с детьми.