ирина федина
Работа над совершенствованием грамматической стороны речи в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Работа над совершенствованием грамматической стороны речи в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе - своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях: умение владеть приемами словоизменения, словообразования, составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
В совершенствовании речевой деятельности детей при подготовке их к школе формированию грамматически правильного строя речи должно отводиться значительное место. В школе, в первом классе в частности, грамматические навыки, обретенные ребенком в детском саду, и его речевой опыт будут первой опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. Ребенок, не усвоивший грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения, аграмматизмы в устной речи повлекут за собой специфические ошибки в письменной речи.
Практика работы со старшими дошкольниками показывает, что дети нередко допускают речевые ошибки определенного характера. Чаще всего в речи детей встречаются ошибки, связанные с семантикой (значением) слов, когда ребенок либо не понимает значение данного слова, либо его представления неточны (например, «кузнец - это большой кузнечик»). Ребенок может испытывать затруднения в подборе нужного слова из-за его незнания, заменять слово близким по значению, но не точным (вместо «свинья» - «хрюшка», вместо «хобот» - «нос»).
Иногда дети правильно воспроизводят слова при рассказывании стихотворения или пересказе, но не могут объяснить значение некоторых слов, так как воспроизводят их механически.
При составлении рассказов и при пересказах рассказы детей бывают недостаточно развернутые, схематичные, с бедным словарём. По этой же причине дети могут затрудняться сформулировать свой ответ или свое высказывание в логически правильно выстроенную и грамотно оформленную фразу, выразить свои мысли, чувства, эмоции.
Достаточно часто на поставленный вопрос дети отвечают однословным ответом, а на вопрос причинно-следственного характера со словом «Почему?» начинают ответ со слов «Потому что …», опуская первую часть предложения.
Некоторые дети могут допускать аграмматизмы при :
- согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде («СПЕЛАЯ ЯБЛОКО»);
- образовании притяжательных и относительных прилагательных («ВОЛЧИНЫЙ ХВОСТ»);
- при подборе однокоренных слов к заданному слову, образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (вместо «ДОМИК» - «МАЛЕНЬКИЙ ДОМ»);
- употреблении неизменяемых форм существительных («МНОГО ПАЛЬТОВ»);
родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе («МНОГО КАРАНДАШОВ») и т. п.
Причины подобных проблем в речи детей могут быть различными. Одной из них может быть отсутствие четкой системы в формировании речевых навыков детей. Другой причиной может стать неправильное речевое воспитание детей в семье, когда с детьми младшего дошкольного возраста излишне долго «сюсюкают», копируя речь малышей и умиляясь их лепету, вместо того, чтобы давать ребенку, образец правильной речи, что, соответственно, тормозит речевое развитие ребенка. Иногда, наоборот, родители старших дошкольников современный принцип педагогики «общение с ребенком на равных» воспринимают буквально, разговаривая с ним как с взрослым, употребляя сложные для детского восприятия слова и выражения, не объясняя их смысла. Причиной могут быть соматическая или психоневрологическая ослабленность, а также индивидуально-личностные, психологические особенности конкретного ребенка.
Любые, даже незначительные недостатки в развитии речи детей, могут повлиять на его психическое развитие в целом, отразиться на его учебной деятельности, сказаться на его успеваемости в школе, стать одной из причин школьной дезадаптации, способствовать развитию у него отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма).
В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи.
Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников. Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети при обучении письму и чтению, показывает роль и значение профилактики дисграфии.
Аграмматическая форма дисграфии появляется на почве несформированности грамматического строя устной речи. Может проявляться на уровне слова (козлята - «козлёнки», словосочетания («много деревов», предложения и текста. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.
Большое влияние на формирование грамматической стороны речи ребенка имеет правильно организованная речевая среда, в которой он находится. И, в первую очередь, это форма общения с ним окружающих взрослых, ведь именно взрослые дают ребенку образец правильной литературной речи.
Важным моментом профилактики дисграфии и подготовке к школе детей становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего взаимодействия взрослого на ребенка и в то же время основного вида деятельности дошкольника.
Использование разнообразных дидактических игр и упражнений помогает достичь высокой результативности в обобщении и систематизации знаний детей, содействуют формированию лексико-грамматических категорий, устранению аграмматизмов в речи детей, активизации и совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков, развитию связной речи и речемыслительных способностей.
Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии.
1.«Один-много» ( цель: образование множественного числа существ. в
Имен. и Родит. падежах) можно использовать картинки или играть, кидая мяч;
2.«Помоги сосчитать» ( цель: согласование существительных с числительными 1, 2, и 5) можно использовать картинки или играть, кидая мяч;
3.«Хвосты» ( цель:образование притяжательных прилагательных
4.«Волшебный паровозик» ( цель:образование слов с помощью суффикса - ИЦА) (сахар-сахарница, хлеб-хлебница, перец-перечница и т. д.)
5.«Помоги маме найти детёныша» или «Собери семью» ( цель:образование названий детенышей животных, птиц);
6.«Назови ласково» ( цель: образование уменьшительно-ласкательного суффикса существительных»;
7.«Из чего мы сделаны» ( цель: образование относительных прилагательных) стакан из стекла-стеклянный, кастрюля из металла-металлическая и т. д.
8.«Маленький, большой, огромный» ( цель: образование слов с помощью суффикса – ИЩА, -ИЩЕ) котик – кот – котище…
9.«Маленькие слова» ( цель:правильное употребление предлогов) ;
10.«Новые слова» (образование новых слов, с помощью приставок) ;
11.«Какой? Какая? Какое? Какие?» ( цель: согласование прилагательных с существительными в роде, числе) ;
12.«Кому что дам?» ( цель: образование существительных Дательного падежа: «Повару дам (что) – поварёшку»…
13.«Профессии» или «Кто чем работает?» ( цель:образование существительных Творительного падежа) Столяр работает (чем) – рубанком…
И другие игры…
Работа над предложением.
Полезной является работа по распространению предложений с помощью слов, обозначающих признак предмета: Бабушка даёт внучке ленту. - Бабушка даёт внучке красную ленту. -Бабушка даёт внучке красную длинную ленту.
При построении предложений полезно составлять графические схемы, которые помогают символизировать предметы и отношения между ними.
Виды заданий:
1. Составление предложения по картинке, а под картинкой выкладывается схема.
2. Подбор предложений к данной графической схеме; запись их под соответствующей схемой.
3. Самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме.
4. Из двух предложений выбрать то, которое подходит к предложенной схеме.
Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, включение логопедических приемов работы, использование многообразных дидактических игр и игровых упражнений помогают достичь высокой результативности в обобщении и систематизации знаний детей, содействуют формированию лексико-грамматических категорий, устранению аграмматизмов в речи детей, активизации и совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков, развитию связной речи и предупреждению дисграфии.
При этом важна роль взрослого, который откликается на активность ребенка, создает материальные условия, педагогическую среду, сам активно обращается к ребенку, вовлекая его в совместную деятельность, в общение, всячески поддерживая инициативу и творчество маленького собеседника, партнера по общению.