Мария Храменкова
Работа над музыкальным произведением с начинающими
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших условий осмысленного исполнения является понимание учащимся логических закономерностей музыкальной речи в целом и внутренней логики отдельного сочинения, так как каждое произведение представляет собой законченную логическую систему с присущим только ей чертами, как общими, так и оригинальными.
Чтобы составить себе представление о пьесе, учащийся (ребенок) должен услышать ее реальное звучание. Нужно заинтересовать ученика (ребенка) качественным исполнением пьесы, рассказом о ней и ее авторе. Важно, чтобы юный музыкант получил ясное представление о характере, содержании, жанровых и стилевых особенностях изучаемой пьесы. Первое прочтение нотного текста учеником (ребенком) должно быть как можно более точным, иначе это приведет к искажению образного содержания пьесы в сознании ученика (ребенка).
Публикация «Работа над музыкальным произведением с начинающими» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Ученик (ребенок) должен понимать, что чувства, мысли и идеи композитора, записанные в нотной символике, можно раскрыть лишь с помощью художественного и технически безупречного исполнения, опирающегося на активность слуха, специальные знания, музыкальный и жизненный опыт, и общую культуру.
Для детального изучения пьесу следует разделить на небольшие части. При этом нельзя упускать из виду целое, чтобы верно представлять взаимосвязь предыдущего и последующего материала. Не следует допускать механически бездумного проигрывания пьесы целиком, так как это ведет лишь к пустой трате времени. При разборе пьесы ученик (ребенок) может останавливаться, обдумывать сыгранное, многократно повторяя отдельные места, подбирая наиболее удобные приемы исполнения. В отдельных случаях следует дробить материал на мельчайшие звенья и отдельно отрабатывать технически, предварительно представив их звучание, чтобы затем реализовать представленное на инструменте. Надо приучать ученика (ребенка) работать над наиболее трудными фрагментами текста, добиваться лучшего их звучания. Свои игровые действия он должен доводить до автоматизма, что приведет к свободе и непринужденности исполнения и даст ему возможность переключить внимание на художественную сторону.
Соединение партий обеих рук надо осуществлять в более медленном темпе, так как происходит не простое суммирование отдельно проработанных приемов исполнения, а формирование качественно новых игровых навыков. При этом необходимо постепенно усложнять исполнительские задачи, используя разные приемы туше, штрихи и динамику, обращая внимание на авторские ремарки.
От медленного проигрывания пьесы нужно постепенно переходить к игре в темпе, указанном автором. Очень медленный темп проигрывания не дает возможности ощутить целостность произведения.
На этапе, когда ученик (ребенок) достиг целостного и достаточно выразительного исполнения пьесы с хорошо проработанными деталями и элементами музыкальной ткани, можно требовать от него игры произведения наизусть. Однако нужно время от времени возвращаться к игре по нотам, к доработке отдельных деталей и игре в замедленных темпах.
Незаметная для слуха смена направлений движения меха - непременное условие грамотной игры на аккордеоне. Когда ученик (ребенок) добьется исполнения пьесы в ее настоящем темпе, с необходимой динамикой, следует проводить окончательную корректировку движений меха, которая, как известно, во многом обусловлена фразировкой. В работе над фразировкой необходимо уделить внимание правильной расстановке и исполнение цезур. Важно определить мотивное строение фразы, а потом найти опорные точки в данном мотиве, обеспечивающие правильность произношения. Более значительный мотив должен звучать более ярко. В каждой части произведения нужно находить звуковые вершины, наиболее напряженные по смыслу и звучанию места, и подчинять их общей устремленности центральной кульминации.
При исполнении аккомпанемента следует учитывать его художественное значение в выявлении характера пьесы и зависимость от звучания мелодии.
Работа над музыкальным произведением с начинающими - это один из важнейших этапов в становлении музыканта-исполнителя. Во многом от педагога зависит его правильная организация и дальнейшее развитие способностей ученика (ребенка) к освоению более сложного материала.