Вера Курбанова
Работа над дыханием и развитие голоса у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции
▼ Скачать + Заказать документы
Основа любого звука- это дыхание.
Звуки речи образуются при определённом положении артикуляционных органов, но при условии, что через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из лёгких.
Струя воздуха предназначена для дыхания, поэтому ребёнок должен научится одновременно дышать и говорить.
Публикация «Работа над дыханием и развитие голоса у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Физиологическое дыхание непроизвольно, т. е. не зависит от воли, сознания человека. Оно протекает рефлекторно и сопряжено с самим понятием «жизнь». Дыхание, кроме того, представляет собой основу процесса образования речи.
Речевое дыхание -это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование.
Приемы развития свойств физиологического дыхания.
1) Увеличение глубины и объема вдоха и выдоха.
Игровые приёмы: выдувание мыльных пузырей, дутье через соломинку в банку с обычной и мыльной водой, надувание воздушных шариков, небольших резиновых игрушек, игра на игрушечных музыкальных инструментах: дудочке, губной гармошке и т. д.
2) Формирование произвольного целенаправленного выдоха и регуляции его длительности, силы, плавности.
Игры :«Пароходик» (тренировка целенаправленного сильного ротового выдоха через нижнюю губу или сформированный на спинке языка желобок в небольшой пузырек с узким горлышком);
«Кораблики» (дутье на один из бумажных корабликов, плававшие в тазике с водой);
«Бабочки» (дутье на фигурки из бумаги, подвешенные на нитках или расположенные на столе).
3) Дифференциация ротового и носового выдоха.
Упражнения:
Вдох и выдох носом, чередующийся со вдохом и выдохом ртом; вдох носом, выдох ртом и наоборот. Для контроля утечки воздуха через носовые ходы у крыльев носа поместить полоски бумаги.
4) Развитие ритмичности носового и ротового дыхания.
Упражнения: Дыхание под счет в процессе ходьбы, при этом ходьба осуществляется в различном темпе (начинать работу со среднего темпа, потом вводить ускоренный темп, затем – медленный);
Регуляция темпа и ритма движений осуществляется педагогом посредством хлопков или счета.
Дыхание детей под дирижирование педагога. (Например, движение руки вверх – вдох, вниз – выдох).
5)Развитие грудобрюшного типа дыхания.
Упражнения:«Качели»: ребенок лежит на мягком коврике на полу в расслабленном положении, на область его диафрагмы поместить небольшую легкую игрушку и предложить, вдыхая и выдыхая, покачать ее. Ребенок следит глазами за игрушкой.
«Надуй шарик»: ребенок сидит на стуле, положив ладонь на область диафрагмы. Ребенку предложить глубоко вдохнуть – «надуть шарик» и плавно выдохнуть – «сдуть шарик» (при этом ребенок следил глазами за поднятием и опусканием руки, расположенной на диафрагме).
Элементы фонетической ритмики для развития фонационного выдоха.
Звук [А]. Руки детей вытянуты вперед на уровне груди и образовать круг. При длительном произнесении звука [А] дети плавно разводили руки в стороны, при этом кисти рук оставались округленными.
Звук [О]. Руки детей опущены по бокам, мизинцы прижаты к туловищу. При длительном произнесении звука [О] дети плавно поднимают руки вверх, кисти рук округлены. Руки над головой образовывали овал.
Приемы, направленные на развитие собственно речевого выдоха.
Игры и упражнения:
Игра «Словесные цепочки» проводится на различном тематическом словесном материале, например:
-«имена»: дети встают в круг, педагог называет свое имя и предлагает стоявшему рядом с ним ребенку его повторить и назвать свое имя, произнося слова на одном выдохе; следующий по кругу ребенок на одном выдохе проговаривает уже три имени (два предыдущих и одно свое) и т. д. ;
-«счет»: детям дошкольного возраста предлагают по очереди считать от одного до десяти и обратно на одном выдохе; дети по очереди проговаривают числовой ряд, увеличивая его каждый раз на одно слово.