Татьяна Апостолиду
Открытый урок «Работа над штрихами»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урока по классу скрипки.
Тема урока; «Работа над основными штрихами со скрипачом в младших классах» с учащейся 2 класса (скрипка) Донских Александра
Дата проведения 25. 11.2015г.
Преподаватель МБОУ ДО ДШИ г. Бологое Тверской области
Апостолиду Татьяна Юрьевна, концертмейстер Лялина Татьяна Васильевна
Форма проведения; индивидуальная
Тип урока; формирование умений и навыков.
Цель урока : формирование координационных навыков в работе над штрихами.
Публикация «Открытый урок „Работа над штрихами“» размещена в разделах
Вид урока; смешанный (беседа, практическая работа).
Задачи:
Образовательные:
• формировать навыки исполнения штрихов; деташе, мартле, легато, комбинированные штрихи, мартле, стаккато.
• добиваться чистой интонации и слухового контроля (проигрывание партии скрипки на фортепиано).
• выработать у учащихся умение чётко использовать штрихи в этюдах и пьесах.
Продолжать закреплятьосновы развития гармонического слуха с участием концертмейстера, дублирование партии солиста (для чистой интонации).
Развивающие:
• продолжение формирования точного исполнения штрихов.
• продолжение развития гармонического слуха; с участием концертмейстера.
• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
• расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (произведения классиков,современных композиторов, народных обработок).
Воспитательные:
• воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
• воспитывать интерес к классической музыке
• воспитать желание исполнять пьесы в самостоятельной деятельности,
• воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
• наглядный (слуховой и зрительный);
• словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
• индуктивный;
• дедуктивный;
• проблемно – поисковый;
объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным.
Методические приё мы:
• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
• применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием ученицы.
• побуждение ребёнка к самоконтролю и самооценке в процессе занятий.
• сопоставление пьес, различных по характеру;
• вариативность заданий при повторении упражнений и этюдов.
• звуковое представление звука.
• пропевание нотного текста.
• образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;
• юмор,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Технологии
• Информационно- коммуникативная технология
• Игровые технологии
• Личностно-ориентированная технология обучения
• Здоровьесберегающие технологии
Психологические условия на уроке :
• психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
• личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
• учёт индивидуальных особенностей;
• дифференцированный подход.
• ансамбль учащихся и концертмейстера
Оборудование: скрипка, фортепиано, стулья, ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений, этюдов, пьес.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний (поверка домашнего задания) :
3. Постановка цели и задач урока.
На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков основных штрихов при исполнении в гамме, этюде и пьесе.
4. Основной этап.
.Настройка инструмента
Гамма G-dur (соль мажор)
Деташе: исполнять штрих с остановками и добиться атаки звука с резкого «укола».
Легато: незаметное соединение нескольких нот, слитность звуков,незаметная смена смычка.
Стаккато: исполнение ряда очень коротких, отрывистых звуков в одном направлении смычка (чаще – вверх и реже – вниз).
Этапы работы :
нить гамму несколько раз добиться,незаметноя смены смычка и распределить равномерно скорость его движения.
Мартле:отрывистый штрих, имеющий акцентированное начало и последующее стремительное проведение смычка. После каждого звука следует пауза, равная половине общей длительности звука.
Н. Бакланова Этюд № 10
Этапы работы :
Анализ тональности, ключевых знаков, размера, длительностей чередуются, в этом фрагменте этюда. Встречающийся штрих деташе и распределение смычка на штрих. Определение фраз и предложений. Сольфеджирование, для того, чтобы наиболее точно представить себе интонацию. учащаяся исполняет первое предложение этюда и называет характер музыки, с каким жанром она ассоциируется (маршем). Затем начинается работа над штрихами по тактам и фразам. Важнейшая особенность этого штриха состоит в большей или меньшей слитности, певучести звучания, что связано с плавным соединением звуков при смене направления смычка.
Исполняя этюд нужно обращать внимание на его мелодическую выразительность, напевный характер мелодики этюда требует слитного деташе. Далее идет обсуждение исполнения деташе во втором предложении – распределения смычка по длительностям.
Педагог акцентирует, что длядеташе характерны плавные смены направления движения смычка и мягкое, не акцентированное, но четкое начало каждого звука. Деташе может исполняться как всем смычком, так и различными его частями (нижней, верхней). При этом звук должен быть плотным, нужно не забывать про свободное гибкое движение кисти в деташе.
Шостакович «Марш».
Этапы работы :
Прослушание учащейся - пьесы с аккомпанементом в его исполнении, после чего просит охарактеризовать услышанную музыку.
Даёт рекомендации по исполнению данного произведения. Определяется характер произведения. Форма пьесы. Шутливый, весёлый, задорный характер марша создаётся композитором с помощью контрастной динамики, акцентов, отрывистого звучания. Средняя частьзвучит смело, решительно, ярко.
Осуществляется совместный анализ: тональности, ключевых знаков, размера, длительностей, приемов игры, штрихов, динамики, фразировки. Сразу обсуждаются наиболее сложные такты, где и как будет распределяться смычок.
Легатоисполняемом по две ноты на одной струне, где нужно точно делить смычок на равные части, при этом пальцы левой руки следует ставить мягко (но вместе с тем четко).Стаккато –очень мелкое и быстрое движение смычка между серединой смычка и точкой центра тяжести
При исполнении мартле - во время паузы рука, освобожденная от напряжения, должна быть подготовлена к последующему акценту. Пальцы заранее ставятся и снимаются во время звуковой паузы, что позволяет исполнять штрих без призвуков.
Учащаяся играет пьесу с аккомпанементом. Акцентируется внимание на правильное исполнение штрихов, распределение смычка, точное интонирование. Средняя часть- работа по полутонами, плавный переход с одной струны на последующие струны. Ансамблевая игра солиста и концертмейстера.
«Стариннаяфранцузкая песенка» из «Детского альбома»
П. И. Чайковский.
Этапы работы :
Прослушивание ученицей произведение с аккомпанементом. Охарактеризовать музыку, как грустную напевную. Сделать анализ тональности, ключевых знаков, размера, встречающиеся знаков,длительности, штрихи.
Сольфеджирование - фрагмента пьесы, количество музыкальных фраз и предложений, их схожесть и различия. Штрихи :деташе и легато.
Важнейшим условием хорошего легато является рациональное использование всего смычка, его частей и отрезков. При исполнении короткого деташе в верхней половине смычка используется мягкое кистевое движение.
Исполнение мелодии в умеренном темпе по фразам, соблюдая штрихи и нужное распределение силы звука на смычок. Главная необходимость чистого интонирования, слухового самоконтроля со стороны учащейся, быстрого реагирования и исправления фальши, путем передвижения пальцев в нужном направлении.
Пьесы играется в подвижном темпе с концертмейстером.
5. Заключительный этап.
Подведение итогов, формирование выводов, владение навыками и умениями Самоподготовка учащегося основной этап в дальнейшей работе над программой.
Список используемой литературы
1. Вопросы музыкальной педагогики/ ред. Руденко В., вып. 2. М., «Музыка», 1980
2. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1989
3. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1989
4. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. М., «Классика – XXI век», 2006
5. Марков А. Система скрипичной игры. М., «Музыка», 1997
6. Мищенко Г.» Методика обучения игры на скрипке» С-Пб 2009
7. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., «Музыка», 1984
8. Захарьина Т.» Скрипичный букварь».Музгиз» 1962