Наталья Астафьева
Проект «Цветы среди нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 33 комбинированного вида "
Г. Выкса
Проект «Цветы вокруг нас»
Выполнила:
Астафьева Наталья Евгеньевна, воспитатель первой квалификационной категории
Информационная карта проекта МБДОУ № 33
Публикация «Проект „Цветы среди нас“» размещена в разделах
1. Полное название проекта : «Цветы вокруг нас»;
2. Автор проекта : Астафьева Н. Е. ;
3. Кадры: воспитатель средней группы;
4. Сроки проведения: с 30 мая по 30 июня. ;
5. Участники проекта : дети, воспитатели, родители;
6. Вид проекта : познавательно-творческий;
7. Тип проекта : групповой, среднесрочный (1месяц, интегративный;
8. Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации экологического проекта
«Цветы вокруг нас».
9. Задачи:
• Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
• Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом)
• Воспитывать у детей бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
Идеи проекта :
1. Вся деятельность направлена на подведение детей к осознанному пониманию основ экологического воспитания.
2. Освоение норм поведения в природном окружении.
3. Формирование умения находить причинно-следственные связи.
Основные направления темы:
1. Первоцветы.
Представители
Среда обитания
Охрана первоцветов
Уход за первоцветами на цветочных клумбах.
2. Цветы рядом с нами.
Цветущие деревья и кустарники, их польза в природе и жизни человека.
Цветы на клумбе (посадка, уход, наблюдение).
Ожидаемые результаты:
Дети имеют представления о многообразии цветущих растений, их местах обитания, значении в природе и для человека.
Дошкольники понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Освоение норм поведения в природе.
Имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану исчезающих растений.
Развитие трудовых навыков по уходу за цветами.
Выход:
1. Выставка детско-родительских работ «Весенние первоцветы»
2. Создание красной книги «Цветущие растения»
«Цветы вокруг нас»
С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
Р. Гамзатов
Актуальность проекта
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу
явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе
образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, создают красоту, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может
каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Мотивация
Во время весенней прогулки, девочки из моей группы начали рвать цветы для игры. После сделанного замечания они были очень недовольны, тем,
что я прервала их интересные идеи с цветами. Поэтому когда мы вернулись в группу, была проведена беседа о том что нужно беречь растения в том
числе и цветы. У детей возникло много вопросов:
• Зачем нужны цветы?
• Почему их нельзя рвать?
• Какие бывают цветы?
• Где они растут?
• Какую пользу приносят?
Чтобы ответить на все эти вопросы, мы решили начать проект
«Цветы вокруг нас»
Цель проекта : Создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе реализации экологического проекта.
Задачи проекта :
1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
2. Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом)
3. Воспитывать у детей бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
Ожидаемые результаты.
Дети получать первичные представления о многообразии цветущих растений, их местах обитания, значении в природе и для человека.
Дошкольники понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
Дети имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану исчезающих растений.
Развитие трудовых навыков по уходу за цветами;
Продукт:
3. Выставка детско-родительских работ «Весенние первоцветы»
4. Создание красной книги «Исчезающие виды цветов в НСО»
5. Организация цветочных клумб на уличной площадке детского сада.
Идеи проекта :
4. Вся деятельность направлена на подведение детей к осознанному пониманию основ экологического воспитания.
5. Освоение норм поведения в природном окружении.
6. Формирование умения находить причинно-следственные связи.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 1 месяц с 30 мая по 30 июня.
1. Подготовительный этап
2. Практический этап
3. Обобщающе - результативный этап
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада, цветущие деревья на территории ДОУ.
2. Познавательная литература
3. Художественная литература
4. Наглядный материал (плакаты, иллюстрации и др.)
5. Настольно-печатные игры по экологии
6. Дидактические игры по экологии
7. Картотека подвижных и пальчиковых игр по теме
8. Оснащение материалом для продуктивной деятельности (бумага,
карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, природно-бросовый материал).
9. Оснащение материалами для исследовательской деятельности
Реализация проекта
1. Подготовительный этап
Задача первого этапа:
-Осуществить выбор темы для более глубокого изучения и вместе с детьми.
- Составить план предстоящей познавательной деятельности.
- Создать условия для реализации познавательной деятельности.
Методом «трех вопросов» мы выяснили, что дети знают о цветах, а что хотели бы узнать, и как это можно сделать.
№ Вопросы для детей Ответы детей
1 Что вы знаете о цветах? - Цветы красивые.
- Цветы бывают разные.
- Они цветут летом.
- Цветы нужны, что бы было красиво.
- Их нужно поливать.
2 Что вы еще хотите узнать о цветах? - Зачем нужны цветы?
- Почему их нельзя рвать?
- Какие бывают цветы?
- Какие цветы появляются самые первые?
- Где они растут?
- Какую пользу приносят цветы?
- Как правильно ухаживать за цветами?
- Что нужно делать, чтобы сохранить цветы?
-
3 Как мы можем узнать все о цветах? - Чтение познавательной литературы;
- Чтение художественной литературы;
- Спросить у родителей;
- Наблюдение;
- Познавательные экскурсии.
На основе детских высказываний спланировали содержательные направления и «Возможные проекты»
Основные направления темы:
1. Первоцветы.
Представители
Среда обитания
Охрана первоцветов
Уход за первоцветами на цветочных клумбах.
2. Цветы рядом с нами.
Цветущие деревья и кустарники, их польза в природе и жизни человека.
Цветы на клумбе (посадка, уход, наблюдение).
Возможные проекты :
• Выставка поделок «Весенние первоцветы»»
• Красная книга «Исчезающие виды цветущих растений НСО»
• «Цветник» на прогулочном участке
Так же на данном этапе была организована развивающая среда таким
образом, чтобы провоцировать детей на самостоятельный поиск информации и отражать ее в разнообразной деятельности.
3. Практический этап
Планирование образовательного процесса 1 направление «Первоцветы».
Виды деятельности Мероприятия
Цель: Расширить и обогатить знания детей о первоцветах,
воспитывать к ним бережное отношение.
ООД Социально-коммуникативное развитие: Беседа :
«Правила поведения в весеннем лесу»; «Берегите первоцветы»;
Познавательное развитие:
Презентация «Весенние первоцветы»; Рассказ детям
«Цветы и время».
Чтение познавательной литературы «Легенда о подснежнике»;
Беседа «Польза цветов в природе»;
Игра – занятие «Где находится цветок» (ориентировка в пространстве)
Речевое развитие:
Составление рассказа по сюжетным картинкам «Как на клумбе вырос тюльпан»; Рассказывание на тему «Мой любимый цветок» (по картинке); Заучивание - Е. Серова.
«Одуванчик»; Вечер загадок «Загадки Лесной феи»; Рассказы детей о том, как они с родителями заботятся о цветах дома.
Упражнение: назови ласково, четвертый лишний, скажи наоборот.
Чтение художественной литературы: С. Вангели.
«Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан
корабля»); Саксе Анна «Сказки о цветах». (Подснежник, Нарцисс); Г. Цыферов «Одуванчик»; М Пришвин
«Золотой луг»
Художественно-эстетическое развитие:
лепка – Тюльпан; Оригами – Тюльпан;
Аппликация - коллективная работа «Берегите
первоцветы» (нарцисс, подснежник, ландыш, мать и мачеха).
рисование - колокольчики;
разукрашивание - первоцветы;
Цветочное панно «Первоцветы» (коллективная работа). Прослушивание песни Ю. Антонова «Не рвите цветы»
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Цветы и ветер», «Растения». Физкультминутки: «Цветы»
Пальчиковые игры: «Цветки»
Режимные моменты - Наблюдение и уход за комнатными растениями;
- Наблюдение во время прогулки за тюльпанами,
нарциссами, ландышами, одуванчиками, мать и мачехой и др. первоцветами;
- Уход за первоцветами на цветочных клумбах (поливка, рыхление и т. д.).
Самостоятельная игровая
деятельность С/р игра «Цветочный магазин»
Настольные игры: Мозаика «Выложи цветы», Пазлы
«Собери цветок» ,Д/и «Собери букет», «Цветочное лото», Домино «Наш сад».
Взаимодействие с семьями воспитанников 1. Консультация в родительский уголок «Кто такие первоцветы».
2. Пополнение развивающей среды познавательной и художественной литературой о первоцветах.
3. Участие в выставке «Весенние первоцветы»
4. Создание плакатов «Берегите первоцветы!»
Выход
Выставка детско-родительских поделок «Летние первоцветы»
2 направление – «Цветы рядом с нами - цветущие деревья и кустарники, цветы на клумбах».
Виды деятельности Мероприятия
Цель: Дать представления о многообразии цветущих растений : черемуха, яблоня, рябина, сирень, акация и др.
ООД Социально-коммуникативное развитие: Беседа
«Почему растения заносят в красную книгу»;
Игра-беседа «Если бы ты был лекарственным (садовым, луговым, полевым, комнатным) цветком.
Познавательное развитие:
Просмотр иллюстраций: «Цветущие деревья»,
«Цветущие кустарники»;
Рассматривание цветущей веточки : черемухи, яблони; Опытно-экспериментальная деятельность:
«Условия, необходимые для жизни растений». Опыт: «Влияние солнечного света на рост растений». Опыт: «Растения «пьют» воду».
Чтение познавательной литературы : «Удивительные и таинственные цветы», «Карнавал цветов», «Цветы
рекордсмены».
Речевое развитие:
Описание цветка по схеме; Описание цветущей яблони по картинке; Упражнение: «Назови ласково», «Скажи наоборот»; Пословицы про цветы.
Чтение художественной литературы : В Степанов
«Родная природа»; Н. Сладков «Любитель цветов»; И Бунин «Березовый лес»; С Есенин «Черемуха»; А Ахматова «Липа»; Морис Карем «Королевство Цветов».
Художественно-эстетическое развитие: Рисование пластилином – Цветущая черемуха Аппликация – Цветущая яблоня;
Рисование - Сирень;
Разукрашивание – Цветы ;
Картина в рамке – Цветущая акация (коллективная работа).
Слушание музыки: В. Моцарт «Цветы»;
П. И. Чайковский «Вальс цветов»; Ю. Чичков
«Волшебный цветок», «Это называется природа».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Бабочки на цветках», «В поле выросли цветы»
Физкультминутки: «Цветы», «На лугу». Пальчиковые игры: «Цветки»
Режимные моменты - Наблюдение во время прогулок за цветением : березы, рябины, акации, липы, сирени.
- Цветочная рассада : посадка, уход.
- Подготовка клумб для цветов.
- Высадка рассады на клумбы.
- Наблюдение и уход за цветами на клумбе.
Игровая
деятельность С/р игры «Цветочный магазин», «Наш сад» Дидактические игры:
«Угадай цветок по описанию»; «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»; «Собери цветок из геометрических фигур»; «Укрась цветами ковер».
«Посади луговые и садовые цветки»; «Назови лишний цветок».
Взаимодействие с
семьями воспитанников 1. Памятка для родителей «Познавательно-
исследовательская деятельность детей на огороде»
2. Создание красной книги «Исчезающие виды цветущих растений НСО»
3. Помощь в создании цветочных клумб и высадке рассады на участке ДОУ.
Выход
Создание красной книги «Цветущие растения»
4. Результат проекта :
1. Расширились представления и знания детей о цветах, их произрастании и значении в природе и для человека.
2. Дошкольники имеют представления о цветущих растениях, занесенных в красную книгу.
3. У детей появилось желание стать другом природы, беречь и охранять цветы.
4. У детей появилась ответственность за комнатные и садовые цветы, находящиеся на участке.
5. Повысился интерес родителей к экологическому воспитанию детей.
Методическая литература.
1. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» М. : Педагогический университет «Первое сентября» - 2006г.
2. Н. А. Рыжова Экологический проект «Дерево» Ж. «Обруч» №2 – 1997г.
3. С. Н. Николаева «Юный эколог» - 2002г.
4. Наглядно-дидактические пособия. Серия «Расскажите детям о…», Серия
«Мир в картинках», Плакат «Цветы».
5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа (4-5 лет). - М. :Мозаика-Синтез,2014
6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. :Мозаика-Синтез,2009
7. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. –М. :Мозаика- Синтез,2010
8. Лексические темы по развитию речи дошкольников. Средняя группа. Методическое пособие. - М., Центр педагогического образования,2014
9. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
10. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М. : Аргументы и факты, 1996. – 40 с.
11. Шорыгина Т. А. Цветы : какие они? Книга для воспитателей [Текст] – М. : ГНОМиД, 2002. – 64 с.
12. Интернет- материалы СМИ.