Елена Пивоварова
Работа логопеда с загадками
▼ Скачать + Заказать документы
Пивоварова Елена Николаевна учитель-логопед 1 квалификационной категории
г. Челябинск МАДОУ ЦРР ДС 462
Работа логопеда с загадками.
Загадка - это не только игра, но также способ воспитания, обучения, развития детей, упражнение на размышление, на умение доказывать.
Сама природа загадки, её назначение требует от разгадывающего особенно вдумчивого отношения к её языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису.
Публикация «Работа логопеда с загадками» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Загадки позволяют развивать детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова:
Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут.
Они помогают ребенку увидеть вторичные значения слов. Помимо основного значения глагола идти («передвигаться», ребенок осознает и другие: действует механизм («идут часы», льёт дождь («идёт дождь»). Конечно, дети не раз имели возможность и слышать, и употреблять эти сочетания (идет человек, идут часы, идет дождь, но в загадке они воспринимают слова сопоставлено, объединено:
Стучат, стучат, не велят скучать, идут, идут, а все тут да тут.
Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка.
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт, и никуда я не иду, покуда он идёт.
Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.
Загадка помогает детям осваивать синтаксис родной русской речи. Будучи в ряде случаев основанной на сопоставлении предметов и понятий, загадка может выражать как сопоставительные, так и противительные отношения. В этих случаях используются различные синтаксические средства, которые для ребенка являются образцами в его собственном речевом опыте.
Бел, да не сахар, ног нет, да идёт.
Благодаря загадкам ребенок приучается думать. Тематика загадок очень разнообразна, а значит, они помогают ребенку узнать больше об окружающем его мире. Причем знания эти не просто сообщаются, а добываются самим ребенком в процессе поиска разгадки, а значит более прочны и осознанны.
В логопедической работе загадка позволяет быстро включить детей в занятие, привлечь их внимание, вызвать активный интерес. Поэтому логопед использует загадку в самом начале занятия. Иногда, получив отгадку-слово, сразу можно перейти к звуковому анализу этого слова, выделению звука, допустим, в начале слова, и дальше перейти собственно к теме образовательной деятельности.
Другой способ использования загадок – автоматизация звука в слове. Именно поэтому в картотеке загадки подобраны по звуковому принципу – слова-отгадки начинаются на автоматизируемые звуки.
Кроме того, загадки хороши для развития словарного запаса ребенка, наполняет слово-понятие эмоциями, ассоциациями, включает слово в большое количество семантических полей, что позволяет проще актуализировать (выбирать) слово – это особенно актуально при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Существует 2 основных способа предъявления загадок ребенку.
В первом случае мы сначала изучаем предметы, о которых в дальнейшем будет говориться в загадках. Изучаем признаки предметов, их действия, которые будут зашифрованы в загадке, рассматриваем изображения этих предметов. Тогда ребенку будет проще услышать в загадке «зашифрованное послание» и разгадать его. «Посмотри, это лампочка. На что она похожа? Да, на грушу».
Висит груша – нельзя скушать.
«Лампочка! Потому что похожа, но несъедобная».
Во втором случае сначала дается загадка.
Узнать его нам просто, узнать его легко:
Высокого он роста и видит далеко.
И если ребенок не отгадал сразу – даем постепенно подсказки: Это животное, он смотрит на всех свысока, значит он очень высокий, какое самое высокое животное ты знаешь? Так ребенок придет к отгадке – «Жираф!»
Наблюдать и играть в загадки можно везде : на улице, в транспорте, у врача. Главное при этом – выделять наиболее значимые и отличительные признаки того или иного предмета. Кстати, наблюдать можно и за процессом (пчела опыляет цветок, птица вьет гнездо, падают снежинки, и за изменениями, происходящими с течением времени (зарождаются почки, появляются листья, потом они желтеют и опадают).
В шубе летом, а зимой раздеты.
Много загадок построено на знании таких сторон предмета, которые можно угадать, только проделав эти действия с предметом неоднократно. Вы играете с ребенком в мяч и вместе пробуете, определяете, что он упругий. Киньте его – он отскочит, ударьте сильно об пол – он «подпрыгнет», пните его ногой – он покатится. Этот опыт также поможет отгадать загадку о мяче.
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет.
В загадки можно играть специально, то есть объяснить ребенку, что ему нужно очень внимательно все вокруг осмотреть, запомнить и отгадать загадку. А можно и спонтанно, например, собираясь на улицу или гуляя по парку. Главное, чтобы вы сами их знали и могли вспомнить в подходящий момент. Не забудьте объяснить ребенку, что в загадке важно все, нельзя пропустить ни одного слова! И еще, после того как ребенок нашел ответ, не лишним будет узнать, как он это сделал, почему решил именно так. Такие вопросы учат малыша рассуждать, объяснять, доказывать, а вам дают возможность узнать ход его мыслей и в случае необходимости подкорректировать выводы.
Загадки помогают открыть внутренний мир ребенка, стимулировать работу воображения, образного мышления. Ребенок начинает понимать афоризмы, метафоры, сравнения. Развивается речь, увеличивается словарный запас.
Успешность решения мыслительной задачи, заключенной в загадке, зависит от того, какие стороны предметов и явлений и с какой полнотой в ней отражены. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и грамотного умозаключения.