Надежда Благинина
Рабочая тетрадь для дошкольников 5–7 лет «Занимательные упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребенка в школу — переломный момент в жизни каждого дошкольника. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений.
Теперь ребёнок должен систематически и напряжённо работать, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.
Публикация «Рабочая тетрадь для дошкольников 5–7 лет „Занимательные упражнения“» размещена в разделах
О готовности к школе написано много научных статей, где педагоги и психологи приводят основные критерии школьной зрелости ребёнка.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
3) управление своим поведением;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.
Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.
В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать, как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
Только вот зачастую о том, готов ли он к новому этапу своей жизни, мы начинаем задумываться, когда ему уже исполняется 6 лет. И, испугавшись предстоящих хлопот и перемен, начинаем спешно решать проблему. Упустив время, взрослые пытаются обучить малыша всему и сразу, совсем не учитывая, что в таком возрасте он не сможет усвоить большой объём информации. Однако мгновенное превращение дошкольника в школьника невозможно.
Чтобы процесс подготовки к школе и будущая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее, вести её постепенно, с учётом психологических особенностей детей данного возраста и черт личности Вашего малыша.
Многие родители и педагоги полагают, что для развития и подготовки дошкольника к школе, достаточно научить его основам математики, чтения и письма. Хотя на самом деле, чтобы ребёнок правильно понимал и усваивал эти основы, сначала ему необходимо развивать мышление, память, внимание, воображение, восприятие.
Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:
• дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют взрослые.
• необходимо учитывать принцип «от простого к сложному». Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.
• не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение, то было бы еще лучше».
Самым лучшим способом совершенствования этих процессов являются развивающие упражнения. Они помогут Вам узнать, как и чем заниматься с дошкольником и справиться с тем, что у него пока не получается.
В своей разработке я объединила несколько видов упражнений, направленных на формирование качеств, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику.
Виды упражнений :
1. «Графические упражнения»
• развитие мелкой моторики руки;
• умение ориентироваться на листе в клетку;
• счёт;
• умение продолжать начатый ряд, ориентируясь на образец;
• умение копировать фигуру;
• развитие памяти и глазомера;
• выработка усидчивости.
2. «Зашифрованные картинки»
• умение кодировать и декодировать информацию;
• умение действовать по обозначению;
• умение штриховать, закрашивать и разукрашивать;
• развитие мелкой моторики руки;
• развитие логического мышления.
3. «Весёлые точки».
• знание графического изображения цифр;
• умение выстраивать их по порядку;
• соединение точек прямыми линиями;
• развитие воображения;
• развитие мелкой моторики руки.
4. «Игры-головоломки»
• умение разрезать и наклеивать;
• силуэтное построение по образцу;
• развитие логического мышления;
• развитие памяти;
• развитие мелкой моторики руки;
• развитие самостоятельности;
• развитие конструктивных способностей.
Данный материал может быть использован как на основных занятиях с детьми, так и для индивидуальной или самостоятельной работы с ребёнком; как в детском саду, так и дома.
Занимательный материал заимствован с незначительными изменениями из отечественных и зарубежных изданий. Часть игр и упражнений разработана автором.
Выполняя данные упражнения последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребёнка — с развитием малыша всё будет в порядке.
Самое главное понять, что подготовка к школе — это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые уроки. Только начинать её надо заранее и вести постепенно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша своя схема развития.
И здесь Вы можете дать волю своей фантазии, выполнять задания, предложенные в данном пособии или придумывать свои — в любом случае ребёнок будет взрослеть, набираться жизненного опыта и уверенности в своих силах.
Успехов Вам, педагоги и родители, в воспитании и подготовке детей к школе. Пусть период дошкольного детства пройдёт у ребёнка без лишних стрессов и разочарований. Любите наших замечательных дошколят, которые совсем скоро пойдут по лесенке знаний, оставив, на первых ступенях две первые буквы слова Дошкольник и превратившись в Школьника. Будьте заботливы, внимательны, терпеливы к маленькому ученику — и у него всё получится.