Татьяна Петракова
Рабочая программа элективного курса «Дизайн и технология ведения дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Элективный курс
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен, чтобы заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределению в будущей профессиональной карьере.
Дизайн (англ. design – проектировать, чертить, конструировать) в широком смысле слова – любое проектирование, т. е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. В узком смысле – новый вид художественно – конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX веке. Его цель – организация целостной эстетической среды жизни человека, проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, удобна и при этом ещё и красива. Научная основа дизайна – техническая эстетика.
Публикация «Рабочая программа элективного курса „Дизайн и технология ведения дома“» размещена в разделах
Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения красоты и пользы, но и во всем многообразии ее связей в процессе функционирования, т. е. с учетом того, как предмет будет трансформироваться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т. д. Смысл дизайна – комплексный системный подход к проектированию каждой вещи.
В ходе изучения элективного курса учащиеся обзорно познакомятся с такими направлениями дизайна, как промышленное проектирование, графический дизайн, конструирование одежды, визаж, дизайн среды и др.
Программа курса предназначена для обучающихся 9 классов.
Количество часов – 17, 1 час в неделю.
Основная цель
- способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования при создании современных изделий, научить их понимать основной закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий.
Задачи курса :
• Духовно – эмоциональное обогащение личности
• Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.
• Совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического мышления.
• Расширение кругозора
• Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.
• Выявление склонностей и интересов учащихся к профессиональной деятельности.
Умения, которые должны продемонстрировать учащиеся к концу курса :
• Изготавливать из подручного материала различные изделия
• Решать художественно – творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;
• Решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием рисунка, эскиза;
• Конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
• Комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
• Экономно и рационально использовать материалы.
Программа элективного курса «Мир дизайна»
Модуль 1. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре (2ч.)
Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств
Происхождение термина "дизайн". Пластические искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства. Дизайн как процесс художественно-технического проектирования с учетом комплекса взаимосвязанных качеств (красоты, целесообразности, функциональности, удобства, безопасности и т. д.).
Из истории развития дизайна
Бурное развитие промышленного производства в XIX веке. Проблема "бесстилья и эклектики" изделий машинного производства. II половина XIX века -появление движений и организаций, стремящихся возродить эстетическую значимость изделий промышленности. Начало XX века-"Германский веркбунд" (1907). "Создание культуры путем сведения вместе искусства и техники" (П, Беренс). 1920-е годы - появление центров дизайна : Баухауз (Германия, ВХУТЕМАС (СССР, дизайнерских фирм в США. Бурное развитие дизайна в XX веке, появление различных направлений дизайна. Конец XX века-определение цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создании всей материальной, социальной и духовной среды.
Направления (виды) дизайна
Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна : промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн, компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн интерьера, дизайн одежды, обуви, визаж и т. д. Составление схемы "Направления дизайна" с разработкой эмблемы каждого направления.
Возможность выделения крупных сфер дизайна :
промышленный дизайн;
графический дизайн;
дизайн среды;
дизайн имиджа
Пластические свойства бумаги, технология изготовления рельефных и объемных форм
Пластические свойства листа и его рельефные проявления на сгиб, излом, выпуклость. «Что такое «ребро жесткости». Различные способы образования рельефа в зависимости от материала и техники исполнения. Общие свойства рельефной композиции.
Модуль II. Графический дизайн (4 ч.)
Графический дизайн и его направления. Графический знак
Два подхода к понятию "Графический дизайн".
1) Графический дизайн (график-дизайн) как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, рекламные листы).
2) Графический дизайн как способ создания на плоскости проекта какого-либо изделия (эскизы, чертежи, технические рисунки и т. д.). Компьютерная графика. Графический знак. Отличительные особенности знака - обобщенность и условность изображения. Разработка графических знаков для школьных кабинетов.
Инструменты и материалы художника-графика
Основные инструменты и материалы художника-графика: карандаши, кисти, перо/тушь, гуашь, акварель, рейсфедер, рапидограф, аэрограф, гелевая ручка и т. д. Некоторые правила и приемы работы с инструментами и материалами.
Шрифт
Понятие о шрифтах. Многообразие типов шрифтов. Техники выполнения шрифтов. Выполнение шрифтовой надписи с использованием таблиц (техника и гарнитура по выбору учащегося).
Обобщающее занятие (выставка творческих работ)
Представление (выставка) домашних творческих работ ( по выбору учащегося: разработка эскизов товарных знаков, рекламной листовки, визитной карточки, афиши, книжной обложки и т. п.). Коллективное обсуждение и анализ работ.
Модуль III. Промышленный дизайн (3ч.)
Промышленный дизайн и его направления
Понятие о промышленном (индустриальном дизайне). Многообразие направлений промышленного дизайна (проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды и т. д.). Понятие формообразования. Зависимость формы от функции предмета.
Основы проектирования
Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования. Различные виды представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т. д.).
Творческая работа (коллективный мини-проект no разработке изделия)
Работа в группе. Обсуждение возможной темы проекта. Анализ существующего состояния. Выявление проблем и потребностей в усовершенствовании. Банк идей и предложений. Обсуждение и выбор наилучшего варианта. Эскизирование. Описание изделия, особенностей технологии изготовления. Представление мини-проекта.
Возможные темы мини-проекта:
набор посуды или разделочных досок,
набор светильников,
школьная парта,
современный стул,
мольберт.
Модуль IV. Дизайн среды (5ч.)
Дизайн среды и его направления. Ландшафтами дизайн
Направления дизайна среды : дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами садово-парковой архитектуры. Эскиз оформления пришкольного участка.
Архитектура
Дизайн и архитектура. Понятие архитектурной графики. Вычерчивание плана своей квартиры (школы).
Дизайн интерьера
Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля, цвета, различных материалов, освещения и др. в интерьере. Некоторые способы и приемы оформления интерьера.
Творческая работа (коллективный мини-проект)
Разработка и представление проектов интерьера (эскизы). Темы мини-проектов:
Интерьер кухни в якутском стиле,
Современная гостиная.
Интерьер классной комнаты,
Комната школьника,
Интерьер детской комнаты.
Модуль V. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем (3 ч.)
Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причесок
Понятие имиджа. Роль одежды, обуви, аксессуаров, прически, макияжа в создании имиджа. Визаж, или искусство макияжа. Парикмахерское искусство.
Дизайн одежды, обуви и аксессуаров
Моделирование и конструирование как составляющие дизайна одежды. Мода и ее влияние па внешний облик человека. Обзор творчества выдающихся дизайнеров одежды, обуви, аксессуаров.
Обобщающее занятие
Общий обзор пройденного материала. Выставка творческих работ учащихся.
Учебный план
№ Наименование модулей Кол-во часов Форма проведения занятий Форма контроля
I Дизайн и его место в духовной и материальной культуре
2
Лекции с элементами беседы Тестирование
II Графический дизайн 4 Лекция.
Практикум.
Самостоятельная работа.
Защита творческой работы
III Промышленный дизайн 3 Лекция.
Творческая лаборатория.
Практикум (коллективная работа) Защита творческой работы
(мини – проект)
IV Дизайн среды 5 Лекция с элементами беседы.
Практикум (коллективная работа) Защита творческой работы
(мини – проект)
V Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем 3 Лекция с элементами беседы.
Практикум. Защита творческой работы
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов Название тем Дата проведения
План факт
I Дизайн и его место в духовной и материальной культуре 1. Особенности дизайна, его место к системе пластических искусств
Из истории развития дизайна
2. Направления (виды) дизайна
Пластические свойства бумаги, технология изготовления рельефных и объемных форм
II Графический дизайн 1Графический дизайн и его направления. Графический знак
2. Инструменты и материалы художника-графика
3. Шрифт
4. Обобщающее занятие (выставка творческих работ)
III Промышленный дизайн 1. Промышленный дизайн и его направления
2. Основы проектирования
3. Творческая работа (коллективный мини-проект по разработке изделия)
IV Дизайн среды 1. Дизайн среды и его направления. Ландшафтный дизайн.
2. Архитектура
3. Дизайн интерьера
4.-5 Творческая работа (коллективный мини-проект)
V Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем 1. Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причесок
2. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров
3. Обобщающее занятие
Контрольно-оценочная деятельность
Профиль Специализации внутри профиля Название курса Форма итоговой работы Контроль
Оценочная деятельность
Предмет-ный Технический Мир
дизайна Лабораторная работа.
Доклад.
Письменная работа.
Составление эскиза.
Выставка.
Защита проекта.
Зачет.
Шкала оценивания:
1. Знание ключевых понятий во время изучения темы – 4 б.
2. Умение применять их на практике – 5 б.
3. Применение технических навыков и умений – 3 б.
4. Контрольный тест – 2 б.
5. Защита проекта – 5 б.
6. Подготовка выставки – 2 б.
7. Активность на занятиях – 1 б.
Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за практические задания, выполненные работы по схеме :
• «2» - не менее 40 % от всей суммы баллов
• «3» - 40%-60% от общей суммы баллов
• «4» - 60%-75% от общей суммы баллов
• «5» - 75% - 100% от общей суммы баллов
Критерии оценок по темам курса :
Модуль 1.«Дизайн и его место в духовной и материальной культуре»
Обязательный минимум понятий:
1. Дизайн 5. Пластика
2. Скульптура 6. Визаж
3. Архитектура 7. Графика
4. Арт-дизайн 8. Фито-дизайн
Умения:
1. Определять место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства.
2. Знание теории художественно-технического проектирования.
3. Уметь изготовлять простые объемные формы.
№ Группа понятий Обязательная оценка
(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки
1. 1-5 Тест.
Творческая лаборатория Учитель Защита творческой работы
2. 6-8 Практикум
Творческая лаборатория Взаимопроверка
Учитель Защита творческой работы
Умения:
№ Группа понятий Обязательная оценка
(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки
1. 1. Практикум. Учитель Зачет.
2. 2. Практикум. Учитель Зачет.
Модуль 2. Графический дизайн
Обязательный минимум понятий:
1. Шрифт
2. Компьютерная графика
3. Рейсфедер
4. Рапидограф
5. Аэрограф
Умения:
1. Знание понятий "Графический дизайн".
2. Графический знак. Отличительные особенности знака.
3. Понятие о шрифтах.
4. Выполнять шрифтовые надписи с использованием таблиц.
№ Группа понятий Обязательная оценка
(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки
1. 1-2 Практикум
Творческая лаборатория Учитель Защита творческой работы
2. 3-5 Творческая лаборатория Взаимопроверка
Учитель Защита творческой работы
Умения:
№ Группа понятий Обязательная оценка
(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки
1. 1-2. Практикум. Учитель Зачет.
2. 3-4 Практикум. Учитель Зачет.
Модуль 3. Промышленный дизайн
Обязательный минимум понятий:
1. Эскиз 4. Макеты
2. Чертеж 5. Модель
3. Технические рисунки 6. Проект
Умения:
1. Знание понятий о промышленном (индустриальном) дизайне.
2. Знание многообразий направлений промышленного дизайна.
3. Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования.
4. Уметь представлять эскиз.
5. Уметь описывать изделия, особенности технологии изготовления. Представление мини-проекта
№ Группа понятий Обязательная оценка
(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки
1. 1-6 Практикум
Творческая лаборатория Учитель
Взаимопроверка Защита мини-проекта
Умения:
№ Группа понятий Обязательная оценка
(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки
1. 1-2. Практикум. Учитель Зачет.
2. 3-4 Творческая лаборатория. Учитель
Взаимопроверка Защита мини- проекта
Модуль 4. Дизайн среды
Обязательный минимум понятий:
1. Ландшафт
2. Архитектурная графика
3. Композиция
4. Стиль
Умения:
1. Знаниепонятия архитектурной графики
2. Роль композиции, стиля, цвета. Уметь применять на практике.
3. Вычерчивание плана.
№ Группа понятий Обязательная оценка
(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки
1. 1-4 Практикум
Творческая лаборатория Учитель
Взаимопроверка Защита мини-проекта
Умения:
№ Группа понятий Обязательная оценка
(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки
1. 1-3 Творческая лаборатория. Учитель
Взаимопроверка Защита мини- проекта
Модуль 5. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем
Обязательный минимум понятий:
1. Визаж 4. Дизайнер
2. Имидж 5. Аксессуары
3. Стили одежды
Умения:
1. Понятие имиджа.
2. Уметь определять стиль и применять на практике.
3. Роль одежды, обуви, аксессуаров, прически, макияжа в создании имиджа. Визаж, или искусство макияжа.
№ Группа понятий Обязательная оценка
(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки
1. 1-2 Творческая лаборатория Взаимопроверка Зачет
2. 3-5 Творческая лаборатория Учитель
Взаимопроверка Персональная выставка
Умения:
№ Группа понятий Обязательная оценка
(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки
1. 1-3 Творческая лаборатория Взаимопроверка Зачет
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Оборудование и приборы:
- ученические столы и стулья;
- мультимедийный проектор;
- компьютер.
2. Материалы и инструменты:
- бумага (формат А-4, А-3);
- графитный карандаш;
- краски (гуашь, акварель, тушь черная);
- нож-резак;
- ножницы;
- клей ПВА;
- чертежные принадлежности;
- цветная бумага, картон.
3. Методическое обеспечение:
- таблицы;
- схемы;
-- журналы;
- педагогические работы;
- разработки по темам.
Литература для учителя:
1. Казакевич Ф. Оценка качества по технологии. – М., 2000.
2. Крейз Р. Мини энциклопедия Фэн-шуй. – СПб., 2001.
3. Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. -М. : Просвещение, 2000.
4. Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В. Д. Симоненко. -М. :Вентана –Граф, 2000
5. Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. -М. :МЗ-Пресс,2001.
6. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М. : Академия, 2002.
7. Федотов Г. Дарите людям красоту – М., 1995
8. Барадулин В. Сельскому учителю о народных промыслах. -М. ,1999
9. Журналы «Технология в школе»
Литература для учащихся:
1. Браеловская Л. Дизайн квартир и реставрация мебели. – Ростов на Дону. 2003
2. Барташевич А. Сделай сам – Минск, 1996
3. Пауггер И. Все в нужный момент. - СПб., 1997.
4. Чекризова Е. Кожа. Техника. Приемы. Изделия – М., 2004
5. Скрябина А. Незабываемые узоры. 2004
Интернет ресурсы:
www.chaoslend.ru/
www.dipris.ru/interiordesign/index.html