Анна Кипяткова
Рабочая программа воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад №8 «Сказка», примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство»,под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, программы Минкевич Л. В. «Математика в детском саду» (при реализации образовательной области «Познавательное развитие» заменяет подраздел «Первые шаги в математику»); программы Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» (при реализации образовательной области «Познавательное развитие» в части «Ребенок открывает мир природы»); парциальной программы Нищевой Н. В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» (при реализации образовательной области «Речевое развитие», заменяет подраздел «Обучение грамоте»);парциальной программы И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки»(при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», заменяет раздел «Музыка»);в коррекционном разделе на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонематическим недоразвитием речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной; в части, формируемой участниками образовательных отношений - программы для детей дошкольного возраста «Цветик-семицветик» Н. Ю. Куражевой, Н. В. Вараевой, А. С. Тузаевой, И. А. Козловой.
Публикация «Рабочая программа воспитателя» размещена в разделах
Программа строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Она реализуется в работе с детьми в группах общеразвивающей направленности на государственном языке Российской Федерации. Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Программа направлена на :
создание условий развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа учитывает социальный заказ родителей (законных представителей) на оказание воспитательно-образовательных услуг Учреждения. Реализуется в течение всего времени пребывания в МДОУ.
Информационная справка о группе «Буратино»
Группа общеразвивающей направленности.
Режим работы группы : с 06. 30 до 18:30 (без перерыва на обед).
Выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни.
Общее количество воспитанников по плану : 25 воспитанников.
Рабочая программа охватывает возрастной период от 4 до 5 лет.
Срок реализации образовательной программы : 2020 – 2021 г.
создание условий развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа учитывает социальный заказ родителей (законных представителей) на оказание воспитательно-образовательных услуг Учреждения. Реализуется в течение всего времени пребывания в МДОУ.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, 4 мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа МБДОУ построена на принципах: (Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с. Стр. 9)
Исходными теоретическими подходами программы являются :
- культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, предполагающий необходимость учета интересов и потребностей ребенка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; определение целей Программы и путей их достижения с учетом современной социокультурной среды, в том числе особенностей российского общества и основных тенденций его развития;
- деятельностный подход, предполагающий активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребенок проявляется как субъект не только определенной деятельности, но и собственного развития;
- личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому ребенку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть. Практические выходы личностного подхода:
• приоритетное формирование базиса личности ребенка;
• мотивация всего образовательного процесса: ребенок усваивает образовательный материал только тогда, когда тот для него из объективного (существующего независимо от человека) становится субъективным (личностно значимым);
• утверждение в образовательном процессе субъект-субъектных (партнерских) отношений между взрослыми и детьми.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики,
в том числе характеристики особенностей развития детей
раннего и дошкольного возраста
Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет). См. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с. Стр. 18-21
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения Программы представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах освоения Программы, представлены по направлениям развития (образовательным областям) для каждой возрастной категории детей дошкольного возраста, посещающих учреждение.
Планируемые результаты освоения Программы воспитанниками к пяти годам
См. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с. Стр. 43-48 (столбец 2);
1.3. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет, «Цветик-семицветик» / Н. Ю. Куражева (и др.); под ред. Н. Ю. Куражевой. – СПб. : Речь, 2014., предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.
Целью программы «Цветик-семицветик», включенной в образовательную деятельность с воспитанниками средней группы : 4-5 лет является создание условий для естественного психологического развития детей.
Основными задачами являются:
• Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций;
• Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения;
• Развитее волевой сферы - произвольности психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;
• Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
• Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
• Формирование позитивной мотивации к обучению;
• Развитие познавательных психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Основная идея программы – в интерграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности педагога-психолога ДОУ.
Принципы проведения занятий:
• Системность подачи материала;
• Наглядность обучения;
• Цикличность построения занятия;
• Доступность;
• Проблемность;
• Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный этап
• Создание эмоционального настроя в группе;
• Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Мотивационный этап
• Сообщение темы занятия, появление персонажа;
• Выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме.
3. Практический этап
• Подача новой информации на основе имеющихся данных;
• Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;
• Отработка полученных навыков на практике.
4. Рефлекивный этап
• Обобщение нового материала;
• Подведение итогов занятия.
Планируемые результаты освоения программы в части, формируемой участниками образовательных отношений к пяти годам:
См. "Цветик-семицветик". Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет / Н. Ю. Куражева (и др.); под ред. Н. Ю. Куражевой. – СПб. : Речь, 2014. – 160 с. – стр. 5