Газимова Аида Хамитовна
Рабочая программа дополнительного образования для средней группы «Волшебная кисточка»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Волшебная кисточка»
Содержание рабочей программы кружка
«Волшебная кисточка»
Пояснительная записка.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования для средней группы „Волшебная кисточка“» размещена в разделах
Данная развивающая программа дополнительного образования «Волшебная кисточка» является авторской программой художественно-эстетической направленности для детей средней группы, созданной на основе методических пособий. И разработана в соответствии с ООП детского сада №316 «Мотылек», в соответствии с введением ФГОС ДО.
Средний дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Дети любят играть с игрушками, сделанными именно своими руками. Занятия с бросовым и природным материалом позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Так как материал для работы относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования.
Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий); тщательно промытыми и высушенными; доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).
Природный и бросовый материал интересны в работе, помогут развивать творческое мастерство, мелкую моторику.
Программа содержит два блока, это работа из бросового материала и работа с природным материалом.
Программа рассчитана на один год: средняя. На занятиях кружка осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание. Руководствуясь личностно- ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, мы на занятиях предусматривает решение следующих задач:
1. Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы.
2. Побуждение детей к художественному творчеству путём постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.
3. Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
4. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.
5. Вариативность творческих способностей.
Используемые материалы:
- Пластилин
- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
- Яйца «Киндер - сюрприза»
- Сухие листья
- шишки, жёлуди.
- Семена растений
- Вата
- Скорлупа яиц
- Перья
- Галька
-Клей, краски
-Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.
-Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.
Инструменты и приспособления:
- Ножницы, шило (только для взрослого)
- Карандаш
- Линейка
- Набор стеков и доска для лепки
- Клеёнка для аппликации
- Кисточки для клея и красок.
Задачи работы руководителей кружка «Волшебная кисточка» по взаимодействию с родителями:
-Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
-Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;
-Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;
-Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия руководителей кружка «Волшебная кисточка» с родителями :
-Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.
-Индивидуальный подход.
-Сотрудничество, а не настойчивость.
-Серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).
-Динамичность.
Занятия проводятся во вторую половину дня, 2 раза в неделю. Время занятий соответствует возрастной группе — в средней 20 минут.
Цель:
-Способствовать созданию положительного эмоционального настроя у детей;
- Способствовать развитию мелкой моторики кисти руки, воображение, мышления.
Задачи:
1. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
2. Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
3. Изготовление поделок вместе с родителями.
4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)
Ожидаемый результат.
• Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
• Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
• Научатся видеть необычное в обычных предметах
• Разовьют мелкую моторику рук.
2. Содержательный раздел.
Тематическое планирование (с определением основных видов обучающихся)
№
Название темы Кол-во
часов Дата Виды учебной деятельности Оснащение ДОД
Всего По плану По факту
Октябрь
1 «Осенний натюрморт» 1 Продуктивная Осенние листья, гуашь
2 «Осенние листочки» 1 Продуктивная Свеча, акварельные краски и заготовки с наметкой листьев.
3 «Фигурные рыбки»
(Оформление коллективной поделки аквариум) 1 Продуктивная Картон, цветная бумага, клей, карандаши.
4 «Мишка-
лакомка» 1 Продуктивная Гречка, пшено, клей, заготовка фигуры медведя.
5 «Веселый ежик» 1 Продуктивная Пластилин, заготовки с изображением ежика.
6 «Дождь за окном» 1 Продуктивная Гуашь, вилки, цветная бумага, клей
7 «Белые грибы» 1 Продуктивная Клей, рис, гречка
8 Обрывная аппликация «Белые грибы» 1 Продуктивная Кисточки, клей, цветная бумага
Ноябрь
9 «Угощение для медведей»
1 Продуктивная Пшено, клей, заготовки с нарисованными тремя мисками для медведей.
10 «Ежик» 1 Продуктивная Пластилин, семечки
11 «Платье для Золушки» 1 Продуктивная Салфетки двух цветов, клей.
12 «Венок для Машеньки» 1 Продуктивная Салфетки, клейстер, заготовка с изображением девочки.
13 «Полярная сова» 1 Продуктивная Пластилин, вата, перья, семечки, клей.
14 «Ваза с листьями» или «Бабочка» (на выбор ребенка) 1 Продуктивная Листья (рябины, клена, цветная бумага и клей.
15 «Клубничка» 1 Продуктивная Грецкие орехи, пластилин, гуашь.
16 «Осеннее вдохновение» 1 Продуктивная Пластилин, тыквенные семечки
Декабрь
17 «Зимняя ночь» 1 Продуктивная Свеча, акварельные краски, кисть
18 «Снеговик» 1 Продуктивная Манка, клей
19 «Рыбка» 1 Продуктивная Шишки сосны, пластилин, цветная бумага.
20 «Дед Мороз» 1 Продуктивная Вата, клей, готовый шаблон с изображением Деда Мороза.
21 «Новогодняя игрушка»
1 Продуктивная Пластилин, грецкие орехи, нитки
22 «Елочка пушистая» 1 Продуктивная Вилки, гуашь, блестки
23 «Угощение для зайки» 1 Продуктивная Соленое тесто, гуашь
24 «Зимний лес» 1 Продуктивная Вилка, гуашь.
Январь
25 «Моя ладошка» 1 Продуктивная Соленое тесто
26 «Черепашка» 1 Продуктивная Ракушки
27 «Снегурочка»
(Коллективная
работа) 1 Продуктивная Цветная бумага, пуговицы, клей, ножницы
28 «Цветик- семицветик» 1 Продуктивная Гуашь, ватные диски, ножницы, кисть, клей.
29 «Макаронная страна» 1 Продуктивная Макароны
30 «Фонарик» 1 Продуктивная Ножницы, бумага
Февраль
31 «Панно из ракушек»
Коллективная работа. 2 Продуктивная Ракушки морские, камушки морские, пластилин, гуаш.
32 «Кораблик» 1 Продуктивная Гуашь
33 «Галстук для папы» 1 Продуктивная Краски
34 «Бескозырка для папы» 1 Продуктивная Клей, кисточка
35 «Танк для папы» 2 Продуктивная Макароны, клей
36 «Утенок Гоша» 1 Продуктивная Перья из старой подушки, клей.
37 «Снегири»
(Коллективная
работа) 1 Продуктивная Пластилин, ватман
38 «Котенок» 1 Продуктивная Нитки, клей, шерсть
Март
39 «Мимоза» 1 Продуктивная Салфетки, клей
40 «Солнышко лучистое» 1 Продуктивная Одноразовая посуда, бумага
41 «Подснежник» 1 Продуктивная Соль, клей
42 «Цветочки в вазе» 1 Продуктивная Соленое тесто
43 «Одуванчик»
1 Продуктивная Заварка
44 Тема: «Магнит для мамы» (рисование по соленому тесту) 1 Продуктивная Гуашь (желтая, красная, кисть для красок, вода, салфетка.
45 «Поделись улыбкой своей». 1 Продуктивная Краски (гуашь, кисти – толстая для нанесения краски на ладошку, тонкая – для улыбки, лист А4, влажные салфетки, баночки с водой.
46 «Музыка». Пальцевая живопись. 1 Продуктивная Альбомный лист (А4).
Гуашь ( цвета: красный, черный, зеленый, белый); стакан с водой;
влажные салфетки;
кисти разных размеров
Апрель
47 «Одуванчик» 1 Продуктивная Нитки, клей
48 «Натюрморт для мамы» 1 Продуктивная Соленое тесто
49 «Божья коровка» Оттиски печатками из картофеля. 1 Продуктивная Мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
50 «Морские обитатели» 1 Продуктивная Краски, желуди, листья
51 «Мячик для сестренки» 1 Продуктивная Ватные палочки, краски
52 «Пора в космос» (объемная аппликация). 1 Продуктивная Картон синего цвета, цветная бумага, клей, кисти для клея.
53 «Попугай»
1 Бумага, клей
54 «Теремок» Пластилинография 1 Пластилин
Май
55 «Мы волшебники!» 1 Продуктивная Свечи
56 «Гусеница» 1 Продуктивная Нитки, клей
57 «Ромашка»
1 Продуктивная Семена тыквы, клей
58 «Подсолнух» 1 Продуктивная Семена семечек, пластилин
59 «Праздничный салют» (рисование тычком). 1 Продуктивная Кисть для рисования, бумага для рисования, гуашь разного цвета.
60 Волшебные кляксы (Кляксография с трубочкой) 1 Продуктивная Белые листы, жидко разведенная гуашь, тряпочки, кисти, трубочки для коктейля (соломинки, ватные палочки). Иллюстрации деревьев.
61 «Цветочная поляна». Рисование пластиковыми донышками от бутылок.
1 Продуктивная Плоскостные изображения бабочек, бумага зеленого цвета в форме травы, пластиковая бутылка, гуашь разного цвета, корзина, влажные салфетки
62 Тема: «Домик». Печатание кубиками. 1 Продуктивная Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага, гуашь.
Список литературы.
1. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] /Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М. : Просвещение,1982.– 208 с.
2. Волчкова, В. Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392с.
3. Давыдова, Н. А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» [Текст] / Н. А. Давыдова, Е. А. Лысова, Е. А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
4. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. : «Просвещение», 2005.
6. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г. Ю. Ксензова. – М., 2000.
7. Комарова,Т. С. Детское художественное творчество [Текст] /Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
8. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л. Субботина. – Ярославль, 1998.
9. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А. В. Никитина. – Каро, 2007.
10. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет [Текст] /Пособие для ДОУ/Н. В. Квач. – М. : ВЛАДОС, 2001.
11. 6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва. 2007.
12. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
13.. Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками».
14. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.