Ольга Деревягина
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Азбука пешехода» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности „Азбука пешехода“ в 1 классе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- ПДД в школе. Внеклассные мероприятия для 1-7 классов
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
2. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, соответствующей требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Устава образовательного учреждения;
4. Адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ «Бейская школа – интернат».
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ «Бейская школа-интернат» на 2017-2018 учебный год рассчитана на 33 часа (33 учебные недели).
Общая характеристика курса.
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Актуальность программы.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления – несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Всё это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Разработанная программа поможет ребенку приобрести, знания правил дорожного движения, у обучающихся должны быть сформированы такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Цель программы – формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
• обучение школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
• развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
• формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
Дидактические принципы построения программы:
• Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
• Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
• Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
• Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
• Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
• Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Учебный план по предмету
В учебном плене школы на учебный предмет отводится 33 часа (1 час в неделю).
Четверть Общее количество часов
1 четверть 8
2 четверть 8
3 четверть 9
4 четверть 8
Всего 33
Результаты освоения программы.
Учащиеся должны уметь:
Предметные:
Достаточный уровень обучающиеся должны уметь:
• правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
• переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
• обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного такси;
• ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
• не создавать помех движению транспорта;
• определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
• соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне;
• ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением;
• осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Личностные:
• осознавать себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
• самостоятельность в выполнении учебных заданий;
• понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
• готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Содержание учебного материала.
№ Разделы и темы Кол- во часов
1 Участники дорожного движения 5 часов
2 Виды пешеходных переходов 3 часа
3 Безопасные места для игр 5 часов
4 Регулировка движения на дороге 3 часа
5 Дорожные знаки 3 часа
6 Транспорт 6 часов
7 Мы пассажиры 3 часа
8 Знатоки ПДД 5 часов
Всего 33 часа
Тематическое планирование по программе внеурочной деятельности
«Азбука пешехода» на I четверть 2017-2018 учебного года
№ Тема урока
(тип урока) Виды учебной деятельности
Участники дорожного движения 5 часов
1. Что такое «Азбука пешехода» (открытие новых знаний) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации.
2. Участники дорожного движения.
(открытие новых знаний) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации.
3. Участники дорожного движения (рефлексия) Информационно-познавательная беседа; отгадывание загадок; практическая деятельность (рисование).
4. Движение пешеходов и машин. Устройство проезжей части (открытие новых знаний). Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации.
5. Движение пешеходов и машин. Устройство проезжей части (рефлексия). Информационно-познавательная беседа; отгадывание загадок; практическая деятельность (рисование)
Виды пешеходных переходов 3 часа
6. Наземные переходы (открытие новых знаний) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации.
7. Подземные переходы (открытие новых знаний) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации.
8. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». Какой переход самый безопасный? (рефлексия) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации; отгадывание загадок; работа в парах (составление разрезной картинки)
Тематическое планирование по программе внеурочной деятельности
«Азбука пешехода» на II четверть 2017-2018 учебного года
№ Тема урока
(тип урока) Виды учебной деятельности
Безопасные места для игр 5 часов
9. Безопасные места для детских игр.
(открытие новых знаний) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации; просмотр видеоролика.
10. ПДД для велосипедистов
(открытие новых знаний) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации.
11. ПДД для велосипедистов
(рефлексия) Информационно-познавательная беседа; отгадывание загадок; практическая деятельность (рисование)
12. Где можно играть и кататься и машин не опасаться.
(экскурсия) Информационно-познавательная беседа; экскурсия на игровую площадку.
13. Где можно играть и кататься и машин не опасаться (рефлексия).
Информационно-познавательная беседа; составление рассказа по сюжетной картинке на тему «Где можно играть кататься и машин не опасаться»
Регулировка движения на дороге 3 часа
14. Светофор и его сигналы (открытие новых знаний) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации.
15. Светофор и его сигналы (рефлексия) Информационно-познавательная беседа; отгадывание загадок; просмотр мультимедийной презентации; практическая деятельность (рисование).
16. Регулировщик движения
(открытие новых знаний) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации; игра «Регулировщик».
Тематическое планирование по программе внеурочной деятельности
«Азбука пешехода» на III четверть 2017-2018 учебного года
№ Тема урока
(тип урока) Виды учебной деятельности
Дорожные знаки 3 часа
17. Запрещающие знаки (открытие новых знаний).
Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации.
18. Предупреждающие знаки (открытие новых знаний). Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации.
19. Наши друзья – дорожные знаки (рефлексия). Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации; отгадывание загадок, практическая деятельность (рисование).
Транспорт 6 часов
20. Что такое транспорт? История появления автомобиля.
(открытие новых знаний) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации.
21. Виды воздушного транспорта.
(открытие новых знаний) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации; отгадывание загадок, практическая деятельность (рисование).
22. Водный транспорт.
(открытие новых знаний) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации; отгадывание загадок, практическая деятельность (рисование).
23. Виды специальных автотранспортных средств (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина, машина газовой службы). Номера телефонов экстренных служб.
(открытие новых знаний) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации; отгадывание загадок, практическая деятельность (рисование).
24. Виды транспортных средств общего и индивидуального (личного) пользования.
(открытие новых знаний) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации.
25. Транспортные средства (рефлексия) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации; отгадывание загадок, работа с картинками.
Тематическое планирование по программе внеурочной деятельности
«Азбука пешехода» на IV четверть 2017-2018 учебного года
№ Тема урока
(тип урока) Виды учебной деятельности
Мы пассажиры 3 часа
26. Мы пассажиры.
Обязанности пассажира
(открытие новых знаний) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации.
27. Обязанности пассажира
(рефлексия) Информационно-познавательная беседа; отгадывание загадок.
28. Правила поведения пассажиров в автотранспорте.
(рефлексия) Информационно-познавательная беседа; просмотр мультимедийной презентации; обсуждение ситуаций.
Знатоки ПДД 5 часов
29. Игра «Внимание! Переходим через дорогу!»
(рефлексия) Просмотр мультимедийной презентации; отгадывание загадок; инсценировка ситуаций.
30. Игра «Правила дорожного движения»
(рефлексия) Просмотр мультимедийной презентации; отгадывание загадок; работа с разрезными картинками.
31. Викторина «Знатоки дорожного движения».
(рефлексия) Просмотр мультимедийной презентации; отгадывание загадок; работа с разрезными картинками.
32. Конкурс рисунков «Правила дорожного движения».
(рефлексия) Практическая работа (рисование)
33. Конкурс рисунков «Правила дорожного движения».
(рефлексия) Практическая работа (рисование)
Литература:
1. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
2. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ
3. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах / авт. -сост. Н. М. Гончарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 249с.
4. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Методический и практический журнал/ Гл. ред. С. Г. Шевченко. – М. : Школьная пресса.
5. Гуткина Л. Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2001.
6. Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб. : Речь, 2002. – 135с.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А. Г. Асмолов, Г. В. Бумеранская, И. А. Володарская и др. ]: под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008.- 151 с.
8. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
9. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. — М. : АРКТИ, 2000.
10. ПДД для детей. отв. ред. Меркурьева А. – 5-е изд. – М. :ЭКСМО, 2016. – 176 с.
11. Полякова М. И. Дружный класс. Программа развития установок толерантности и культуры мира в начальной школе. - М. : УЦ «Перспектива», 2008. – 160 с.
12. Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2003. – 272 с.
13. «Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно–ролевые, подвижные / Сост. Мудрова А. Ю.»: Центрполиграф; Москва; 2011
14. Слюсарь К. Н. логоритмические занятия с элементами ОБЖ для детей с 6 лет с ОНР. – М. : Владос, 2016. – 79 с.
15. Сорокина Н. А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР: Дом, семья. – М. : Владос, 2015. – 174 с.
16. Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт. -сост. Е. М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 137с.
17. Суслов В. Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В. Н. Суслов. - Легион: Ростов-на-Дону, 2012. 160 с.
18. Худенко Е. Д., Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. -2-е изд. испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2006
19. Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие /И. В. Цветкова. - М. : Просвещение, 2006