Вера Калашникова
Программа по формированию основ безопасного поведения на дороге «Азбука пешехода»
▼ Скачать + Заказать документы
Щади здоровье,
Жизнь щади,
За движением следи.
Экзамен важного значенья
Держи по правилам
дорожного движенья!
О. Базаров
Пояснительная записка
Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно – транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно –
Публикация «Программа по формированию основ безопасного поведения на дороге „Азбука пешехода“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Причиной дорожно – транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Предоставленные сами себе, дети, особенно дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до ближайшей машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У детей не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественно выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила дорожного движения ребенку, а при выборе формы обучения довести до детей смысл, опасность не соблюдения правил, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, можно научить детей дошкольного возраста навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Программа рассчитана на три года обучения и предназначена для детей четырех - семи лет.
Глава 1. Описание программы
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города и рассчитана на работу с детьми от 4-7 лет.
В данной программе можно проследить систему деятельности воспитателя по обучению детей правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Основные направления работы по программе – профилактическое (обеспечение знаний о транспортной среде, решение образовательных задач, средствами систематических мероприятий, организационное (организация предметно-развивающей среды, определение уровня сформированности умений и навыков по ПДД, пропаганда знаний о правилах дорожного движения с использованием разнообразных методов и приемов,
Повышать качество знаний детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, в непосредственно образовательной деятельности с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Воспитание у детей безопасного поведения на улицах и дорогах должно начинаться с самого раннего возраста и прослеживаться в различных видах детской деятельности.
Программа предусматривает систематическую, разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания дошкольников, а так же активные формы организации целенаправленного обучения, и просвещение родителей по данной проблеме.
Программа так же предусматривает взаимодействие с другим учреждениями социума - с ГИБДД, ЦДО «Подросток», с администрацией «Автогородка», со средствами массовой информации.
Описанные в программе формы обучения, разнообразие приемов и средств позволяет доступно разъяснить детям правила дорожного движения, и привлечь родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным учреждением.
В реализации программы принимали участие дети и их родители, так же сотрудники ГИБДД, воспитатели группы, администрация детского сада, сотрудники «Автогородка» на базе МБДОУ д/с «Сказка».
Работа по реализации программы осуществлялась в пределах географических границ пгт. Междуреченский.
Актуальность
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с ним и увеличивается количество дорожно – транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность, как никогда. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь.
По данным ГИБДД Кондинского района только в этом году на территории нашего района зарегистрировано шесть дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, при этом пять детей получили телесные повреждения, один погиб. В двух случаях в автоаварии попали дети пешеходы, причиной которых стало непредсказуемое поведение дошкольников на проезжей части.
Изучив данные статистики, мы пришли к выводу о необходимости разработки программы по формированию представлений детей о правилах дорожного движения через разные виды деятельности.
Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.
Цель данной программы
Формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах на основе сотрудничества с родителями и с Государственной Инспекцией Дорожного движения.
Задачи
1. Формирование представлений детей о правилах дорожного движения через разные виды деятельности.
2. Создание условий для изучения детьми Правил дорожного движения. 3. Развитие умений ориентироваться в дорожной обстановке путем моделирования ситуаций. 4. Формирование у детей культуры поведения на дорогах. 5. Взаимодействие с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей.
6. Активизировать работу по взаимодействию с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.
Содержание программы.
В практике дошкольного воспитания безопасности детей уделяется достаточно много внимания. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы выделена образовательная область «Безопасность»(формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, но оно не утрачивает своей актуальности и в связи с введением ФГОС дошкольного образования, т. к. одним из направлений в работе является социально – коммуникативное развитие.
Программа соответствует Закону «Об образовании РФ», Конвенции о правах ребенка, действующим Правилам дорожного движения регионального характера.
Знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы. Данная программа рассчитана на три года обучения и предназначена для детей 4 – 7 лет, поскольку именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать окружающую действительность.
Программа учитывает психофизиологические, возрастные особенности дошкольников.
Задачи, поставленные программой, решаются через непосредственно образовательную деятельность, встречи – беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения, экскурсии, рассматривания книг и альбомов, чтение художественной литературы, развивающие и сюжетно – ролевые игры, праздники и конкурсы, совместные мероприятия с родителями. Главным помощником воспитателя в реализации данной программы является игровой персонаж Светофор (приложение 1) - на протяжении трех лет обучения по этой программе, он сопровождает детей по стране дорожного движения.
Вся работа спланирована в виде тематического плана, в который входит три раздела.
Разделы программы.
I раздел: «Путешествие в страну дорожной азбуки» (4 – 5 лет).
II раздел: «Как вести себя, чтобы не случилась беда» (5- 6 лет).
III раздел: «Правила дорожные знать каждому положено» (6- 7 лет)
Каждый раздел плана соответствуют определённому возрасту детей. Первый раздел предназначен для работы с детьми средней группы и включает в себя семнадцать мероприятий, после проведения которых, дети научатся различать виды транспорта, и получат представления о правилах поведения в автобусе. Узнают о назначении светофора, о значении его сигналов. Получат знания о том, что улица состоит из дорог, которые предназначены для движения транспорта и тротуаров, по которым передвигаются пешеходы.
Второй раздел программы направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста и включает в себя двадцать два мероприятия. Дети этого возраста закрепят уже имеющиеся у них знания, а так же познакомятся с правилами для пешеходов, научатся распознавать пешеходный переход и действовать в соответствии с сигналами светофора, узнают о возможных опасных ситуациях на дороге, научатся действовать, если такая ситуация возникла, познакомятся с трудом взрослых на транспорте.
Третий раздел программы разработан для детей подготовительной к школе группы. В этот раздел входит двадцать два мероприятия. Дети узнают, что такое перекресток, познакомятся с видами светофоров, получат более углубленные знания о правилах поведения для пешеходов, научатся различать дорожные знаки, необходимые во время прогулки по улице, познакомятся с понятием спецтранспорт, а самое главное - во время прогулок и экскурсий дети научатся применять полученные знания и умения на практике.
Кроме того, после каждого раздела спланирована работа с родителями, которая, включает в себя – консультации, мониторинг, анкетирование, родительское собрание, совместные с детьми викторины, развлечения, распространение памяток и буклетов.
Организовать работу с детьми и родителями помогут разработки праздников и викторин, советы и рекомендации, конспекты целевых экскурсий, подборка стихов и загадок, которые можно найти в приложении.
Направленность
Данная программа адресована воспитателям и преподавателям ОБЖ, работающим с детьми дошкольного возраста.
Практическая значимость
Программа реализована в дошкольном образовательном учреждении и в настоящее время используется в работе педагогов ДОУ. Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Новизна программы
В программе систематизировано изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам и сотрудникам ГИБДД, так и объектам обучения – воспитанникам детского сада и их родителям.
Принципы программы
1. Постепенность. Знания, даваемые детям, уточняются, усложняются, дополняются в соответствии с возрастными особенностями.
2. Системность. Работа ведется систематически, в течение всего периода обучения.
3. Практическое применение. Необходимо не просто заучить правила, но и научить детей использовать эти правила в повседневной жизни.
4. Взаимодействия. (Д. сад, семья, социум)
Формы и методы работы
• создание развивающей среды;
• непосредственно образовательная деятельность;
• развлечения, беседы c сотрудниками ГИБДД;
• наблюдения, целевые экскурсии;
• художественное творчество;
• чтение художественной литературы;
• развлечения, конкурсы;
игры: дидактически, настольные, компьютерные,
сюжетно – ролевые и театрализованные;
• игровые обогащающие ситуации
(ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки);
• компьютерное рисование в программе Paint;
• обучение с помощью компьютерных презентаций;
• совместные мероприятия с родителями;
Интеграция образовательных областей по внедрению устойчивых
навыков безопасного поведения на дороге.
Опираясь на Федеральные государственные требования, работа с детьми строится на одном из главных принципов психолого-педагогической работы - интеграции образовательных областей.
«Социально – коммуникативное развитие» Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения.
«Физическая культура» Использование игр, игровых упражнений, импровизаций для формирования способности наиболее адекватно использовать имеющиеся двигательные возможности в условиях, моделирующих сложные и опасные жизненные ситуации.
«Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях.
«Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни.
«Художественное творчество» Учить детей отражать в различных видах художественного творчества (рисование, аппликация) знания и представления о ПДД.
Нормативно-правовое обеспечение программы
• Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России».
• Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.
• Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.».
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года № 1995-р Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"
Методическое обеспечение программы
1. Специально подобранная литература по теме программы.
2. Подборка аудиоматериала, компьютерных презентаций.
3. Создание собственных компьютерных презентаций.
4. Стенд в групповой комнате по профилактике безопасности дорожного движения.
5. Создан и систематически пополняется центр по дорожной безопасности в групповой комнате.
6. Игровое оборудование для обучения по ПДД.
7. Ноутбук, проектор.
Ожидаемый результат в работе с детьми
Образовательный:
- Овладение детьми базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности
в действиях на дороге;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой
дорожной ситуации.
Социальный:
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
- Культура поведения в общественном транспорте.
- Вовлечение семей в образовательный процесс.
Ожидаемый результат в работе с родителями
1. Созданы необходимые условий для организации совместной деятельности с родителями по безопасности жизни детей;
2. Появление интереса у родителей к совместному обучению безопасному поведению на дорогах.
Формы контроля
1. Анкетирование родителей.
2. Наблюдения за детьми в процессе непосредственной образовательной деятельности, игровой деятельности.
3. Заполнение диагностических карт детей.
Результаты диагностики записываются в диагностические карты.
Глава 2. Механизмы реализации программы
Работа по реализации программы проходила в 3 этапа
Этапы реализации программы
I этап Подготовительный
• Изучение научно-методической литературы;
• Анкетирование родителей с целью изучения их мнения по актуальности программы;
• Приобретение необходимого материала;
• Отбор методов и приёмов для работы с детьми, родителями, ГИБДД.
• Составление перспективного плана работы с детьми;
• Составление перспективного плана с родителями воспитанников, ГИБДД.
• Мониторинг знаний детей по образовательной области «Безопасность» (ПДД)
II этап Основной
• Организация и проведение занятий, бесед, экскурсий, игр с детьми;
• Организация и проведение различных мероприятий с родителями
• воспитанников.
• Организация и проведение совместных мероприятий.
III этап Заключительный
• Мониторинг уровня знаний детей по правилам дорожного движения контрольной и экспериментальной групп. Сравнительный анализ.
• Анкетирование родителей с целью изучения мнения о проделанной работе.
Для эффективной реализации программы были разработаны перспективные планы работы с детьми, и родителями.