Белолипецкая Оксана
Рабочая программа «Веселая логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно- сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей и многое другое, сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи. Логопедической ритмике, как учебно-воспитательной дисциплине, отведена значительная роль в воспитании дошкольников.
Программа составлена с учетом связей образовательных областей:
Познавательное развитие: занятия, наблюдения, беседы, игры.
Социально - коммуникативное: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; используются дидактические, сюжетно - ролевые игры. Художественно - эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен, музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
Физическое развитие: проводятся подвижные игры.
Речевое развитие: пополняется словарный запас, воспитывается звуковая культура речи.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;, Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации.
Срок реализации: 1 год
Возраст воспитанников: 3-4 года
Образовательная нагрузка:
Количество занятий в неделю
2
Количество занятий в год
56
Продолжительность одного занятия
30 мин
1.2. Цель и задачи Рабочей программы
Цель: развитие речевых навыков и умений, профилактика и коррекция нарушений речи, под воздействием слова, движения и музыки.
Задачи:
Образовательные:
• научение техникам дыхания в процессе говорения и движения;
• постановка четкости речи во взаимодействии с двигательной активностью;
• пополнение пассивного и активного слухового и языкового запаса слов.
Развивающие:
развитие чувства ритма;
• развитие способности ощущать темп в музыке, движениях и речи;
• развитие ритмической выразительность;
• развитие мимической выразительности;
• развитие выразительности, высоты голоса, а также мышц артикуляционного аппарата.
Воспитательные:
• воспитывать положительные личностные качества у дошкольников (коллективизм. дисциплину, трудолюбие);
• воспитывать этическое отношение к товарищу, через взаимодействие.
Коррекционно-развивающие:
• развивать правильное речевое дыхание для постановки речи;
• развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
• развивать мелкую моторику;
• развивать фонематическое восприятие;
• формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
• формировать грамматический строй и связную речь.
1.3. .Принципы и подходы к реализации программы
В основе реализации Программы лежат культурно-исторический, деятельностный и личностный подходы к развитию ребенка. Программа сформирована в соответствии с принципами, определ нными Федеральным государственным образовательным стандартом:
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями.
2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
4. Принцип учета уровня развития реб нка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение 9 предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
5. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
7. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
Навыки и умения:
Музыка и общая моторика.
• Учиться осознавать границы своего тела в музыкально-ритмических и песенных играх.
• Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и расслабляться) в упражнениях с элементами музыкальной гимнастики и в музыкальных играх-отождествлениях.
Музыка и мелкая моторика.
• Знать названия пальчиков, различать их, составлять элементарные пальчиковые фигуры.
• Подпевать педагогу в заданном темпе, ритме; сочетать слово с музыкой и движениями пальчиков.
• Учиться проводить ассоциативные связи с сюжетом, ритмом и характером музыкальных заданий. Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
• Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
• Стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в ч тком и синхронном движении.
Музыкальная гимнастика для дыхания.
• Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании, разъяснительных беседах к зданиям).
• Развивать коммуникативную, инструктивную, когнитивную, регулятивную и номинативную функции речи;
• Развивать умение общения в диалоге; высказывать свое мнение в монологе. • Подпевать педагогу в заданном темпе, ритме; сочетать слово с музыкой и движениями пальчиков.
• Учиться проводить ассоциативные связи с сюжетом, ритмом и характером музыкальных заданий.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
• Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
• Стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в ч тком и синхронном движении.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Повышение уровня развития познавательных процессов и речевого развития ребё нка:
• зрительного восприятия, внимания и памяти;
• слухового внимания и памяти;
• статической координации движений;
• произвольной регуляции мышечного тонуса;
• ориентировки в схеме собственного тела;
• ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
• восприятия пространственных признаков предметов;
• динамической координации движений рук;
• артикуляционной моторики;
• мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
• смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
• слогоритмической структуры слов;
• поставленных звуков;
• функций фонематического слуха;
• понимания предметного, глагольного словаря.
1.6. Мониторинг освоения программы
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н. В., Соломахе Л. С.
Критерии:
Слуховое внимание:
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве:
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики:
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: •силу движений, •точность движений, •темп движений, •координацию движений, •переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики:
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому. •«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. •Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Тест на слухоречевую память – игра «Попугай» Ребенку предлагают превратиться в попугайчика. Попугай, попугай, Все за мною повторяй. Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить. •Для детей 3 - 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).
Тест на двигательную память – игра «Обезьянка» .Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений. Обезьянкой быть хочу, Что покажешь, повторю. -Детям 3 - 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).
Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу. Приложение 1.
Уровни освоения программы :
•Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.
•Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.
•Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки.
I. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
Направления работы :
1. развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
2. формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
3. развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
4. развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
5. развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
6. развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.
7. развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
• Театральные этюды. Очень часто у детей маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
• Подвижные игры, хороводы, тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части
Подготовительная часть длится 5 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 20 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
• на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
• на развитие внимания;
• регулирующие мышечный тонус;
• формирующие чувство музыкального размера;
• на развитие чувства темпа и ритма;
• на развитие координации движения;
• на координацию речи с движением;
• на координацию пения с движением;
• на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 5 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, во вторую половину дня – во вторник и четверг.
Время проведения занятия: 15:30
Продолжительность одного занятия - 30 минут.
Форма занятия - групповая.
Численный состав – 20 человек.
Место проведения – музыкальный зал.
Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме, в рамках изучения которой расширяется и активизируется словарный запас, отрабатываются грамматические темы, ведется работа над артикуляционной, мелкой и общей моторикой. Конспекты занятий по Картушиной М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет». – М. ; ТЦ Сфера, 2008. – 160с., подобрана диагностика по методике Серебряковой Н. В., Соломахе Л. С., музыкальный репертуар, составлены картотеки.
Методы реализации образовательной программы.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются различные методы и приемы:
Методы Приемы
Наглядные
• Наблюдение;
• Демонстрация наглядных пособий (предметов, картинок). • показ способов действий;
• показ образца.
Словесные
• Рассказ.
• Беседа.
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
• указание;
• пояснение;
• объяснение;
• педагогическая оценка.
Игровые
• Дидактическая игра;
• Воображаемая ситуация (с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием)
• внезапное появление объектов;
• выполнение педагогом игровых действий;
• создание игровой ситуации.
Практические
• Упражнение (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).
Средства реализации образовательной программы :
На занятиях по логоритмике используются различные средства:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные;
- естественные и искусственные;
Данные средства направлены на развитие двигательной, игровой, речевой, музыкально-ритмической деятельности детей.
2.3. Учебный план
Темы занятий
Дудочка
Про то, как рыжий кот у бабушки живет
Кот и пёс
Чудесное яблоко
Яблонька
Как растили капусту
Заяц в огороде
День рождения Зайчика
Домик для воробья
Домок-Теремок
Приближается зима
Зимовье зверей
Мельник и медведь
Медвежонок Мишутка
Серебряный ключик
Новогодняя ёлка
Снеговик
Новогодняя ёлка в лесу
Помогите птицам
Кукла Аня
Новоселье у куклы
Поезд игрушек
Парад игрушек
Иван Иваныч Самоварыч
У меня полно хлопот
Как козлик маму искал
Паровозик из Ромашково
Зайкина шубка
Храбрый цыплёнок
Мамы и малыши
Как петушок утро проспал
Прогулка по весеннему лесу
Дела много у зверей
Чей это домик?
Пароходик
Дуся ехала на дачу
2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьёй
• индивидуальные консультации;
• родительские собрания;
• консультации (с соответствующей наглядной информацией);
• анкетирование;
• информирование о результативности работы;
• открытые занятия.
• стендовая информация;
• буклеты, памятки, папки - передвижки
• привлечение родителей к созданию атрибутов для игр и упражнений;
• информационная страничка на официальном сайте ДОУ «Веселая логоритмика»;
• творческие выставки.
Месяц Форма работы Отметка о выполнении
Октябрь 1. Родительское собрание «Что такое логоритмика?» (презентация)
Ноябрь 1. Консультация «Логоритмика - залог успешного речевого развития».
2. Папка-передвижка «Развиваем пальчики – развиваем речь».
3. Изготовление флажков.
Декабрь 1. Анкетирование о выявлении удовлетворенности родителей работой «Веселая логоритмика».
2. Творческая выставка поделок и рисунков «Символ года».
Январь 1. Консультация «Роль семьи в развитии речи ребенка. Говорите с ребёнком правильно».
2. Пошив кукольной одежды.
Февраль 1. Буклет «Игровой массаж».
2. Фотоконкурс «Логоритмика дома»
Март 1. Папка – передвижка «Логопедические игры и упражнения дома».
Апрель 1. Фотогалерея «Веселая логоритмика».
2. Выставка рисунков «Весенние фантазии».
Май Итоговое открытое занятие
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Материально-техническое
обеспечение
Методическое обеспечение
1. Музыкальный центр, колонка, передвижная магнитная доска. 1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
2. Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н. В., Соломахе Л. С.
2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель.
3. Записи фонограмм русских народных песен, пьес, колыбельных, песен, звуков природы, пение птиц.
4. Музыкальные инструменты: дудочка, колокольчик, деревянные палочки, бубны, маракасы, барабан, погремушки, деревянные ложки.
4. Раздаточный материал: осенние листья, снежки из поролона, флажки.
5. Муляжи: овощей, фруктов.
7. Атрибуты: стол, скатерть, большой красивый платок, посуда, кукольная одежда; маски: козленка, цыпленка, курочки, медведя; блюдце, кроватка для кукол.
8. Картинки: домашних животных и птиц, бабушка, внучка, дедушка, птиц, ягод и т. д.
9. Игрушки: кукла «Ваня пастушок», домашних животных, птиц, снеговик, Дед Мороз, новогодняя елка, куклы, санки, матрешка, Чебурашка, солдатики, самолет и т. д.