Юлия Шиманчук
Рабочая программа учителя-логопеда (часть V)
▼ Скачать + Заказать документы
III. Организационный раздел
3.1. Система коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Организация образовательной деятельности
Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя- логопеда и воспитателя.
Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда (часть V)» размещена в разделах
Режим деятельности в старшей группе компенсирующей направленности разработан в соответствии с действующими СанПиН 2.4.1.3049-13 и основной общеобразовательной программой МДОУ.
В режиме дня учитываются возрастные и индивидуальные особенностей дошкольников и социальный заказ родителей, предусматриваются личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.
Комплектование групп компенсирующей направленности детей с ОНР осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией Ейского района (ПМПК).
Анализ предоставленных документов и первичное обследование ребенка позволяют обосновать необходимость его зачисления в компенсирующую группу для детей ОНР со сроком обучения 2 года.
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР начинается 01 сентября и заканчивается 31 мая. В июне учитель-логопед проводит индивидуальные (микрогрупповые) занятия по корреции звукопроизношения. 2 недели сентября отводится всем специалистам для углубленной диагностики, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и обсуждения плана работы. Фронтальные занятия начинаются с 01 сентября и продолжаются по 31 мая. Распределение логопедических занятий, проводимых в течение недели планируется в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиН 2.4.1.3049-13.
Для реализации Программы требуется приблизительно 136 занятия за учебный год (Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации С. 73., но, учитывая требования СанПиН 2.4.1.3049-13, по образовательной программе МДОУ на изучение материала по реализации Программы в старшей группе для детей с ОНР выделено 3 занятия в неделю, что составляет 101 занятие в год, оставшиеся занятия используются на индивидуально-подгрупповых занятиях, выведены за рамки учебного плана и проводятся во время, выделенное для совместной деятельности детей и педагога. Изменения в количестве занятий произведены с учетом того, значительная часть воспитанников, поступающих в группу компенсирующей направленности, кроме логопедического дефекта, имеют сопутствующие нарушения: снижение познавательной активности, отклонения в эмоционально-волевой сфере и общей моторике, часто страдают различными соматическими заболеваниями, что, как правило, находит отражение в медицинских заключениях (ММД, ПППЦНС, нарушение осанки, желудочно-кишечные заболевания и. д., поэтому особое внимание уделено физическому развитию, укреплению здоровья детей, профилактике нарушения осанки, зрения и т. д., что нашло отражение в сетке занятий.
Система составления учебного плана организованной образовательной деятельности (далее – ООД) в старшей группе компенсирующей направленности определяет содержание и максимальную нагрузку в организованных формах обучения (занятиях, с учетом индивидуальных особенностей детей и ориентирована:
- на значимость каждого вида занятий для коррекции дефекта;
- требованиями общеобразовательной программы МДОУ и Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014;
- сведения из Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. - Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. и др. – Москва, «Просвещение», 2008;
- психологические и возрастные возможности детей данных категорий.
Форма организации логопедических занятий – фронтальная, в микрогруппах и индивидуальная. Продолжительность фронтальных занятий: 20-25 минут.
Учебный план коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи (старшая группа)
Разделы программы Периоды обучения.
I-й период (сентябрь-декабрь) – 13 недель II-й период (январь-март) 14 недель III-й период (апрель-май) 9 недель
Количество занятий в неделю Всего за период Количество занятий в неделю Всего за период Количество занятий в неделю Всего за период
Формирование лексико-грамматических средств языка 1 12 1 13 1 6
Формирование связной речи 1 12 1 15 1 8
Формирование произношения и обучение элементарным навыкам грамоты 1 13 1 14 1 9
Итого 3 37 3 41 3 23
Каждый вид ООД учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.
В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: в непосредственно организованной деятельности по познавательному развитию, коммуникации, художественному творчеству, конструированию, в играх. Часть проводится учителем-логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.
Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено 36 тем. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы (в течение одной недели, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив, так и для активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.