Ирина Артамонова
Рабочая программа «Тимуровское движение» по воспитанию уважительного отношения к пожилым людям
«Тимуровское движение»
Пояснительная записка
«Добро существует там, где его постоянно творят»
Нравственно - патриотическое воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие, и поведение высших духовных ценностей.
Публикация «Рабочая программа „Тимуровское движение“ по воспитанию уважительного отношения к пожилым людям» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День пожилых людей, День бабушек и дедушек
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от воспитателей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости чаще, чем нормально развивающиеся сверстники, поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
Нравственное воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения детей и подростков, соответствовали по содержанию основным нормам морали.
Педагог должен направить деятельность воспитанников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
- особенности детей, имеющих тяжёлые и выраженные нарушения интеллекта;
- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;
Приобщение воспитанников с тяжёлыми и выраженными нарушениями интеллекта к нравственно – патриотическому воспитанию начинается с элементарных вещей: обучения бережному отношению к вещам, игрушкам, книгам; воспитания уважительно-бережного отношения к хлебу; работе со строительным материалом (построить красивый прочный дом, расселить там игрушки и т. д.); поддержание интереса к истории своей местности (экскурсии к памятникам, краеведческий музей); знакомстве с профессиями и их пользой людям; воспитания уважения к труду; воспитания любви к Родине через любовь к природе края и всему живому.
Тимуровское движение – это не только массовое патриотическое движение, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях, но и действенная (с элементами игры) форма общественно-полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.
Традиции тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сел, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.
Идеология программы кружковой работы «Тимуровского движения», «Береги тех, кто жив» «Помни тех, кого нет» - это, так же как и само тимуровское движение, хорошо забытое старое. Да и сами запланированные мероприятия – из разряда полезных дел: организация акций, посвященных памятным датам отечественной истории, шефство над воинскими захоронениями, просмотр видео воспоминаний ветеранов о пережитом, о военных и трудовых подвигах, выявление людей нуждающихся в помощи и так далее.
Многолетний опыт работы показал, что нравственное и патриотическое воспитание в формировании гражданской и жизненной позиции воспитанников детского дома наиболее успешно проходит при привлечении самих воспитанников к реальной деятельности на благо других людей. Подростки, имеющие тяжёлые и выраженные нарушения интеллекта гораздо лучше понимают смысл происходящего, усваивают общепринятые моральные нормы и правила при участии, вместе с сотрудниками, в субботниках, оказании бытовой помощи престарелым гражданам, маленьким детям. Но необходимо, чтобы эта работа проходила постоянно, в системе. Поэтому возникла необходимость проектной деятельности, которая предусматривает объединение всех сфер деятельности, чёткое планирование материала, создание условий для успешной социализации воспитанников детского дома в социкм.
Цели и задачи программы.
Приоритетное направление - нравственное и патриотическое воспитание в формировании гражданской и жизненной позиции молодёжи
Цель: Воспитание социально – важно положительных качеств личности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через добрые дела, проявление заботы о нуждающихся в помощи людях, бескорыстной помощи пожилым людям, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Задачи:
1. Создать условия для реализации мотивов и стимулирования нравственного поведения детей – инвалидов и инвалидов молодого возраста.
2. Формировать чувство уважения и заботы к младшим.
3. Формировать уважение к истории малой Родины, к делам и традициям
старшего поколения.
4. Формировать чувство уважения и заботы к пенсионерам – бывшим и
настоящим работникам детского дома, к их труду на благо других людей.
5. Формировать любовь к малой Родине, желание сохранить природные
ресурсы, способствовать хорошей экологической обстановке.
6. Помочь воспитанникам встать на путь положительного развития.
7. Воспитать у подростков и инвалидов молодого возраста
ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.
8. Формировать готовность нести ответственность за себя и свои поступки,
способность отстаивать свою позицию, умение и желание сочетать
общественные и личные интересы.
9. Увеличить число воспитанников и сотрудников детского дома,
участвующих в волонтёрском движении, добровольчестве, помощи
нуждающимся.
10. Формировать у воспитанников умение замечать людей, которым необходима посторонняя помощь, определять её объём, намечать пути решения проблемы.
11. Формировать экологическую культуру, воспитывать уважение к природе и природным богатствам Родины, обучать экономичному использованию природных ресурсов.
Целевая группа.
Воспитанники СОГБУ «Ново – Никольский ДДИУОД»
в возрасте с 13до 19 лет(20человек, добровольно проявившие желание вступить в отряд тимуровского движения.
Данная рабочая программа рассчитана на 2022/2023 учебный год, предусматривает изучение предмета 2 часа в неделю 70 часов в год.
Содержание программы кружковой работы «Тимуровское движение» для воспитанников СОГБУ «Ново – Никольский ДДИУОД»
1. Помощь престарелым и одиноким жителям сельского поселения в уборке придомовой территории, уборке мусора,сельскохозяйственным
Работам на приусадебном участке.
2. Уход за территорией памятников и захоронений героев Великой Отечественной войны, находящихся на территории Степаниковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области.
3. Концертные программы, совместно с жителями Степаниковского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, приуроченные к праздникам.
4. Уборка территории учреждения, озеленение.
5. Экологическте мероприятия: изготовление скворечников, кормушек, уборка лесных опушек.
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, выездные и открытые мероприятия. Ведущим методом для реализации данной программы являются личный пример, а также методы убеждения и самовоспитания. Выбирая формы работы, нужно отдать предпочтение таким, в которых ребята смогут проявить себя, реализовать свое «я».
Программа строится по принципам:
Принцип воспитания и формирования социально – активных личностных качеств воспитанников.
1. Принцип непрерывности и системности социально значимой деятельности. 2. Принцип доброты (предполагает ориентацию на человека, заботу о благополучии людей разных поколений).
3. Принцип добровольности.
Оценка эффективности реализации программы кружковой работы
«Тимуровское движение»
Реализация мероприятий позволит:
1. Сохранить память о Великой Отечественной войне, о жизни людей в военное время в школьном альбоме невыдуманных историй очевидцев и участников Великой Отечественной войны «О Родине! О Подвигах! О Славе!».
2. Формировать уважительное отношение к старшему поколению, их судьбе, способности преданно любить Родину, трудиться и побеждать на благо Родины.
3. Формировать личностные качества воспитанников, систему ценностей, обеспечивающие положительные социально – значимые, нравственные поступки.
Материально техническое обеспечение.
Для достижения эффективности результатов необходимо следующее материально техническое обеспечение.
1. Компьютер, видеопроектор
2. Наглядная агитация (брошюры, плакаты)
3. Фотоаппарат
4. Художественные книги и др.
Методы реализации программы.
1. Чтение книги Гайдара «Тимур и его команда».
2. Беседы.
3. Встречи с ветеранами и детьми войны, тружениками тыла.
4. Шефская работа.
5. Выступление тимуровского отряда на праздничных концертах.
6. Участие во всероссийском конкурсе рисунков «Тимуровское движение».
7. Оформление страниц «Дневник добрых дел»
8. Оформление страниц «Тетрадь отзывов»
Нормативно правовая база.
1. Международная Конвенция ООН «Оправах ребенка».
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений» от 28.06 1995. №.98 ФЗ
Возможные отрицательные моменты реализации программы.
1. В связи с психолого – физиологическими особенностями у отдельных воспитанников может отсутствовать положительный эмоциональный настрой на оказание помощи нуждающимся людям.
2. Частичный отказ от помощи и сотрудничества со стороны подшефных.
3. Плохие погодные условия для оказания помощи.
Ожидаемые результаты
В конце реализации программы кружковой работы «Тимуровское Движение» воспитанники должны овладеть определенным набором личностных и коммуникативных учебных действий. Таких как, например:
- уметь правильно оценивать собственные поступки;
- воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь,
- чувство собственного достоинства, уверенность;
- овладеть навыками общения, быстро адаптироваться.
Одним из критериев освоения программы можно считать количественный показатель контингента объединения: на начало года и на конец года. По итогам года проводится анализ работы.
План работы тимуровского движения 2022-2023 г.
№ Наименование работы Срок реализации Задачи
1. Создание тимуровского отряда.
Завести дневник добрых дел.
Чтение книги Гайдара «Тимур и его команда»
Выбор подшефных «Мы заботимся о них»
Оказание помощи в уборке урожая Сентябрь. Познакомить воспитанников с
историей возникновения тимуровского движения.
Вырабатывать чувства ответственности у детей при выполнении поручений.
2. Изготовление поздравительных открыток
Организация поздравления на дому учителей пенсионеров с Днем Учителя.
Организация поздравления пожилых людей с Днем пожилого человека
Участие в акции «Спешите делать добро» уборка территории во круг дома. Октябрь. Развивать творческие способности воспитанников
Воспитывать внимательность, уважение к старшему поколению
Воспитывать внимательное отношение к пожилым людям
Вырабатывать навыки трудолюбия
3. Оказание помощи пожилым людям в уборки территории вокруг дома
Изготовление открытки, разучивание стихотворения
Поздравление с праздником с Днем матери
Операция «Обелиск»
Ноябрь. Учить давать оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей
Вырабатывать коммуникативные навыки
Вырабатывать чувства ответственности у детей при выполнении поручений.
4. Акция «Спешите делать добро» Организация в уборке снега.
Изготовление новогодних открыток.
Поздравление пожилых людей с Новым годом. Декабрь. Вырабатывать умение оказывать посильную помощь.
Воспитывать чуткое, внимательное отношение к пожилым людям.
Развивать творческие способности воспитанников.
5. Вахта памяти «Встреча за круглым столом» Послевоенные
годы.
Акция «Спешите делать добро» уборка снега возле дома.
Операция «Снеговая дорожка» уборка снега вокруг дома. Январь. Развивать коммуникативные навыки. Знакомить с жизнью в военное время.
Вырабатывать умения слушать и сопереживать, коммуникативные навыки.
Стремление приходить во время на помощь
6. Участие в акции «Добротой себя измерь». Поход в аптеку, магазин
Изготовление открыток к 23 февраля.
Поздравление участников ВО войны с Днем защитника отечества Воспоминание «Вспомним те далекие дни». Февраль. Вырабатывать умение доводить начатое дело до конца.
Воспитание уважительного, внимательного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Сбор материала о Великой Отечественной войне.
7. Изготовление поздравительных открыток к 8 Марта.
Поздравление ветеранов труда и тружеников тыла с 8 Марта. Рассказ «Детство, опаленное войной»
Оказание посильной помощи в уборке дома Март. Развитие творческих способностей.
Воспитание внимательного отношения к пожилым людям. Вырабатывать потребность дарить добро людям. Сбор информации.
Вырабатывать умение доводить начатое дело до конца.
8. Поездка в городскую библиотеку. Знакомство с выставкой книг о Великой Отечественной войне.
Уборка территории вокруг дома.
Операция «Обелиск» Апрель. Рассказать воспитанникам о писателях военных лет.
Расширить представление воспитанников о жизни детей в военные годы.
Вырабатывать чувства ответственности у детей при выполнении поручений.
9. Праздничный концерт, посвященный Дню Победы.
Участие в митинге 9 мая День Победы.
Оказание помощи в уборке дома. Май. Вырабатывать навык публичного выступления. Воспитание внимательного отношения к пожилым людям. Вырабатывать потребность дарить добро людям.
Учить давать оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей.
10. Операция: «БУНТ» (будем убирать нашу территорию).
Операция «Обелиск»
Акция «Забота» (оказание помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла, инвалидам Июнь. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к пожилым людям.
12. Операция «Ветеран живет рядом» Июль. Вырабатывать чувства ответственности у детей при выполнении поручений.
13. Операция «Чистый двор»
Оказание помощи пожилым людям в уборки территории вокруг дома Август. Вырабатывать чувства ответственности у детей при выполнении поручений.
Воспитывать внимательность, уважение к старшему поколению
14. Трудовой экологический десант «Мой школьный двор самый чистый и уютный». Сентябрь. Вырабатывать умение доводить начатое дело до конца.
15. Подведение итогов работы отряда за год Октябрь.