Виктория Миляева
Рабочая программа Студии технической направленности конструирования для малышей для детей 3–4 лет «Юный конструктор»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
дополнительного образования
Студии технической направленности
для детей 3-4 лет
"Юный конструктор"
срок реализации – 1 год
Составители:
Педагог дополнительного образования
Миляева Виктория Сергеевна
Пояснительная записка
Темочки:
- Конструирование. Методические разработки
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO -технологий. Использование LEGO -конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. На сегодняшний день, LEGO- конструкторы активно используются воспитанниками в игровой деятельности. Идея сделать LEGO конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения легла в основу данной программы.
Нормативно-правовая база программы
Содержание программы соответствует требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в данной сфере образовательной деятельности:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года.
4. Лицензия на право проведения образовательной деятельности № 73850 от 11.08.2015 г.
Направленность программы : техническая
Актуальность программы значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей ;
-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
-объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования. Интегрирование различных образовательных областей в программе «Юный конструктор» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Цель программы : саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи
1. учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
2. познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;
3. использовать демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части;
4. учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
5. организовывать коллективные формы работы (пары, тройки, чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;
6. формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;
7. развивать навыки общения, коммуникативные способности.
8. учить планировать свою работу.
9. учить создавать сюжетные композиции на плате.
Отличительные особенности программы Данная программа предполагает личностно-ориентированный подход, который учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет каждому обучающемуся научиться работать как индивидуально, так и в коллективе, учит их свободно и творчески мыслить.
Конструирование – это деятельностный подход. Дети экспериментируют и открывают для себя новые знания в процессе практической деятельности.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Содержание образовательной программы направлено на последовательное развитие логического мышления, пространственного воображения. Все темы по курсу «Юный конструктор» взаимосвязаны между собой и постепенно усложняются от простого к сложному.
Практическая работа по созданию собственных моделей и построек обеспечит обучающимся прочное усвоение и закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Совместная деятельность педагога и детей на кружке «Юный конструктор» направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Срок реализации образовательной программы - 1 год
Формы занятий групповая, не более 12 детей.
Конструирование по образцу
Конструирование по модели.
Конструирование по условиям.
Конструирование по замыслу
Конструирование по теме.
Режим занятий: в неделю проводится 1 занятие, продолжительность одного занятия - 15 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы :
- дети имеют представление о деталях конструктора и способах их соединения;
- делают простейший анализ сооруженных построек (форма, цвет, величина);
- выполняют простейшие конструкции в соответствии с заданными условиями;
- поддерживают замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности;
- используют полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.
Способы определения результатов обучения:
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
На этапе завершения программы дополнительного образования студии «Юный конструктор» :
• ребенок знаком с основными компонентами конструктора LEGO;
• ребенок активно участвует в совместном LEGO -конструировании, техническом творчестве;
•ребенок способен находить элементарные технические решения, выбирать участников для совместного конструирования;
При реализации Программы предусмотрено проведение оценки индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Диагностическая карта в младшей группе
ФИ ребенка
Называет
цвет
деталей
Называет детали
Скрепляет детали
конструктора
постройки по
творческому замыслу Строит по образцу
Точность скрепления
и скорость
выполнения
Презентация работы кружка проводится в форме выставки детских работ. Представление собственных моделей.
Условия реализации программы :
1. кабинет дополнительного образования
2. LEGO конструкторы и строительные платы LEGO
Основные направления программы : научно-техническая. Программа ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню дошкольного образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования и ранней профориентации; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Образовательная деятельность строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей.
Формы работы с детьми :
• игра
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• открытые занятия для педагогов и родителей;
• выставки по LEGO – конструированию;
Календарно-тематический план
№ месяц Тема Кол-во занятий
1 сентябрь Знакомство с легостудией. Познакомить с лего-конструктором. Закреплять знания цвета и формы. 1
2 Ворота для заборчика. Учить выполнять простейшую конструкцию – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину. 1
Итого: 2
1 октябрь Пирамидка. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. 1
2 Башенка. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. 1
3 Разные домики. Закреплять умение строить домики. 1
4 По замыслу. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание постройки. Развивать творческое воображение и самостоятельность. 1
Итого: 4
1 Ноябрь
"Юный дизайнер" Мебель для комнаты. Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец 1
2 Мебель для кухни. Закреплять умение строить мебель 1
3 Горка для ребят. Познакомить. 1
4 По замыслу. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание постройки. Развивать творческое воображение и самостоятельность. 1
Итого: 4
1 Декабрь
"Вода и ее обитатели"
Мостик через речку. Учить строить мостик, точно соединять строительные детали. 1
2 Утята в озере. Учить строить из конструктора утят. 1
3 Волшебные рыбки. Уточнить и расширить представления детей об аквариумах, об их обитателях, растениях, внутренне дизайне. Учить строить рыб по образцу из конструктора, водоросли. 1
4 Морская черепашка. Учить строить черепаху, точно соединять строительные детали. 1
Итого: 4
1 Январь
"Ферма" Знакомство с профессией фермера. Домик фермера. Познакомить с профессией фермера. Учить строить дом
для фермера. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). 1
2 Животные фермы. Корова. Развивать умение выделять
части, форму, размер цвет. Учить конструировать корову по образцу 1
3 Мельница. Рассказать о мельнице. Развивать воображение,
фантазию. Учить строить вертушку для мельницы. 1
4 Свободная тема. Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность. 1
Итого: 4
1 Февраль
"Транспорт. Транспортное моделирование" Машина. Учить строить простую модель машины. Познако-
мить с новыми деталями LEGO - конструктора (основа машины, полукруг, овал); Развивать навыки
конструирования, фантазию. 1
2 Машина с прицепом. Учить строить машину с прицепом. Развивать навыки конструирования по схеме 1
3 Пожарная машина. Познакомить с профессией пожарного. Учить строить пожарную машину. 1
4 Трактор. Познакомить с профессией тракторист. Учить строить простую модель трактора по схеме выделяя основные части. 1
Итого: 4
1 Март
"Мой маленький город"
Городские жители. Учить строить человечков выделяя форму, цвет, размер. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 1
2 Городской парк. Учить работать в коллективе. Построить коллективный макет парка. закрепить полученные ранее навыки конструирования. 1
3 LEGO - город. Учить работать в коллективе. Построить коллективный макет города заселив жителями по заданным
условиям. 1
4 Городской парк. Учить работать в коллективе. Построить коллективный макет парка. закрепить полученные ранее навыки конструирования. 1
Итого: 4
1 Апрель
"Космические открытия" Ракета. Рассказать о космосе. Учить строить ракету.
Развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять.
2 Космонавты. Познакомить с профессией космонавта. Учить строить космонавтов из мелких деталей. 1
3 Луноход. Продолжать знакомить с космосом. Рассказать о
луноходе. Учить строить более сложную конструкцию
из деталей конструктора. 1
4 Инопланетянин. Продолжать знакомить с космосом. Учить строить космический корабль из мелких деталей. Развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности. 1
Итого: 4
1 Май
"Зоопарк" Животные зоопарка. Рассказать о зоопарке,
профессиях работающих в нем людей. Учить строить
животных (слон, жираф, верблюд, носорог, обезьяна).
Учить выделять части, цвет, форму. 1
2 "Строим вольеры для животных". Учить работать в коллективе. Построить коллективный макет вольера по заданным условиям для тигров и львов. 1
3 Крокодил. Продолжать знакомить с зоопарком. Учить строить крокодила. 1
4 Самостоятельное проектирование и конструирование. Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность. 1
Итого: 4
Всего за год 34
Методическое обеспечение программы :
1. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду», М. : ТЦ Сфера, 2012.-144 стр
2. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду : Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. -М. : Издательский центр «Академия», 2002.
3. Виноградова, Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – М. : УЦ, "Перспектива», 2011 г.
4. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М. : Гардарики, 2008.