МААМ-картинки

Рабочая программа Студии технической направленности конструирования для малышей для детей 3–4 лет «Юный конструктор»

Виктория Миляева
Рабочая программа Студии технической направленности конструирования для малышей для детей 3–4 лет «Юный конструктор»

Рабочая программа

дополнительного образования

Студии технической направленности

конструирования для малышей

для детей 3-4 лет

"Юный конструктор"

срок реализации – 1 год

Составители:

Педагог дополнительного образования

Миляева Виктория Сергеевна

Пояснительная записка

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO -технологий. Использование LEGO -конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. На сегодняшний день, LEGO- конструкторы активно используются воспитанниками в игровой деятельности. Идея сделать LEGO конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения легла в основу данной программы.

Нормативно-правовая база программы

Содержание программы соответствует требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в данной сфере образовательной деятельности:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года.

4. Лицензия на право проведения образовательной деятельности № 73850 от 11.08.2015 г.

Направленность программы: техническая

Актуальность программы значима в свете внедрения ФГОС, так как:

- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей ;

-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования. Интегрирование различных образовательных областей в программе «Юный конструктор» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Цель программы: саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи

1. учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;

2. познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;

3. использовать демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части;

4. учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;

5. организовывать коллективные формы работы (пары, тройки, чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;

6. формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;

7. развивать навыки общения, коммуникативные способности.

8. учить планировать свою работу.

9. учить создавать сюжетные композиции на плате.

Отличительные особенности программы Данная программа предполагает личностно-ориентированный подход, который учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет каждому обучающемуся научиться работать как индивидуально, так и в коллективе, учит их свободно и творчески мыслить.

Конструирование – это деятельностный подход. Дети экспериментируют и открывают для себя новые знания в процессе практической деятельности.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Содержание образовательной программы направлено на последовательное развитие логического мышления, пространственного воображения. Все темы по курсу «Юный конструктор» взаимосвязаны между собой и постепенно усложняются от простого к сложному.

Практическая работа по созданию собственных моделей и построек обеспечит обучающимся прочное усвоение и закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Совместная деятельность педагога и детей на кружке «Юный конструктор» направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Срок реализации образовательной программы - 1 год

Формы занятий групповая, не более 12 детей.

Конструирование по образцу

Конструирование по модели.

Конструирование по условиям.

Конструирование по замыслу

Конструирование по теме.

Режим занятий: в неделю проводится 1 занятие, продолжительность одного занятия - 15 минут.

Ожидаемые результаты освоения программы:

- дети имеют представление о деталях конструктора и способах их соединения;

- делают простейший анализ сооруженных построек (форма, цвет, величина);

- выполняют простейшие конструкции в соответствии с заданными условиями;

- поддерживают замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности;

- используют полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.

Способы определения результатов обучения:

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.

На этапе завершения программы дополнительного образования студии «Юный конструктор»:

• ребенок знаком с основными компонентами конструктора LEGO;

• ребенок активно участвует в совместном LEGO -конструировании, техническом творчестве;

•ребенок способен находить элементарные технические решения, выбирать участников для совместного конструирования;

При реализации Программы предусмотрено проведение оценки индивидуального

развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической

диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с

оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего

планирования).

Диагностическая карта в младшей группе

ФИ ребенка

Называет

цвет

деталей

Называет детали

Скрепляет детали

конструктора

Строит элементарные

постройки по

творческому замыслу Строит по образцу

Точность скрепления

и скорость

выполнения

Презентация работы кружка проводится в форме выставки детских работ. Представление собственных моделей.

Условия реализации программы:

1. кабинет дополнительного образования

2. LEGO конструкторы и строительные платы LEGO

Основные направления программы: научно-техническая. Программа ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Программа соответствует уровню дошкольного образования, направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования и ранней профориентации; приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Образовательная деятельность строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей.

Формы работы с детьми:

• игра

• рассказ детей

• чтение воспитателя

• беседы

• просмотр видеофильмов

• открытые занятия для педагогов и родителей;

• выставки по LEGO – конструированию;

Календарно-тематический план

№ месяц Тема Кол-во занятий

1 сентябрь Знакомство с легостудией. Познакомить с лего-конструктором. Закреплять знания цвета и формы. 1

2 Ворота для заборчика. Учить выполнять простейшую конструкцию – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину. 1

Итого: 2

1 октябрь Пирамидка. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. 1

2 Башенка. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. 1

3 Разные домики. Закреплять умение строить домики. 1

4 По замыслу. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание постройки. Развивать творческое воображение и самостоятельность. 1

Итого: 4

1 Ноябрь

"Юный дизайнер" Мебель для комнаты. Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец 1

2 Мебель для кухни. Закреплять умение строить мебель 1

3 Горка для ребят. Познакомить. 1

4 По замыслу. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание постройки. Развивать творческое воображение и самостоятельность. 1

Итого: 4

1 Декабрь

"Вода и ее обитатели"

Мостик через речку. Учить строить мостик, точно соединять строительные детали. 1

2 Утята в озере. Учить строить из конструктора утят. 1

3 Волшебные рыбки. Уточнить и расширить представления детей об аквариумах, об их обитателях, растениях, внутренне дизайне. Учить строить рыб по образцу из конструктора, водоросли. 1

4 Морская черепашка. Учить строить черепаху, точно соединять строительные детали. 1

Итого: 4

1 Январь

"Ферма" Знакомство с профессией фермера. Домик фермера. Познакомить с профессией фермера. Учить строить дом

для фермера. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). 1

2 Животные фермы. Корова. Развивать умение выделять

части, форму, размер цвет. Учить конструировать корову по образцу 1

3 Мельница. Рассказать о мельнице. Развивать воображение,

фантазию. Учить строить вертушку для мельницы. 1

4 Свободная тема. Закреплять полученные навыки. Учить заранее

обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и

самостоятельность. 1

Итого: 4

1 Февраль

"Транспорт. Транспортное моделирование" Машина. Учить строить простую модель машины. Познако-

мить с новыми деталями LEGO - конструктора (основа машины, полукруг, овал); Развивать навыки

конструирования, фантазию. 1

2 Машина с прицепом. Учить строить машину с прицепом. Развивать навыки конструирования по схеме 1

3 Пожарная машина. Познакомить с профессией пожарного. Учить строить пожарную машину. 1

4 Трактор. Познакомить с профессией тракторист. Учить строить простую модель трактора по схеме выделяя основные части. 1

Итого: 4

1 Март

"Мой маленький город"

Городские жители. Учить строить человечков выделяя форму, цвет, размер. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. 1

2 Городской парк. Учить работать в коллективе. Построить коллективный макет парка. закрепить полученные ранее навыки конструирования. 1

3 LEGO - город. Учить работать в коллективе. Построить коллективный макет города заселив жителями по заданным

условиям. 1

4 Городской парк. Учить работать в коллективе. Построить коллективный макет парка. закрепить полученные ранее навыки конструирования. 1

Итого: 4

1 Апрель

"Космические открытия" Ракета. Рассказать о космосе. Учить строить ракету.

Развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять.

2 Космонавты. Познакомить с профессией космонавта. Учить строить космонавтов из мелких деталей. 1

3 Луноход. Продолжать знакомить с космосом. Рассказать о

луноходе. Учить строить более сложную конструкцию

из деталей конструктора. 1

4 Инопланетянин. Продолжать знакомить с космосом. Учить строить космический корабль из мелких деталей. Развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности. 1

Итого: 4

1 Май

"Зоопарк" Животные зоопарка. Рассказать о зоопарке,

профессиях работающих в нем людей. Учить строить

животных (слон, жираф, верблюд, носорог, обезьяна).

Учить выделять части, цвет, форму. 1

2 "Строим вольеры для животных". Учить работать в коллективе. Построить коллективный макет вольера по заданным условиям для тигров и львов. 1

3 Крокодил. Продолжать знакомить с зоопарком. Учить строить крокодила. 1

4 Самостоятельное проектирование и конструирование. Закреплять полученные навыки. Учить заранее

обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую

инициативу и самостоятельность. 1

Итого: 4

Всего за год 34

Методическое обеспечение программы:

1. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду», М. : ТЦ Сфера, 2012.-144 стр

2. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. -М. : Издательский центр «Академия», 2002.

3. Виноградова, Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – М. : УЦ, "Перспектива», 2011 г.

4. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М. : Гардарики, 2008.

Публикации по теме:

Акции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьейАкции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьей Папа + мама + я =техническая семьяцель Поиск, новых интересных технических решений при конструировании из бросового материала и образовательных.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Программа студии музыкального развития детей «Веселые нотки» ВидеоПрограмма студии музыкального развития детей «Веселые нотки» Видео Программа студии музыкального развития детей «Веселые нотки» Уважаемые коллеги, я думаю, что всем родителям и нам, педагогам, хочется, чтобы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рабочая программа Студии технической направленности конструирования для малышей для детей 3–4 лет «Юный конструктор»
Опубликовано: 13 августа 2024 в 15:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа Студии технической направленности конструирования для малышей для детей 3–4 лет «Юный конструктор»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Миляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второевоскресеньеавгуставРоссии отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД