Гололобова Татьяна Петровна
Рабочая программа «Развитие речевой активности младших дошкольников при знакомстве с животным миром Мамонтовского района»
▼ Скачать + Заказать документы
П[ояснительная записка
Актуальность темы
Речь играет решающую роль в формировании личности ребёнка. Подготовка к жизни в современном информационном обществе полноправного гражданина является одной из актуальных задач воспитания и образования. О важности речевого развития говорится во многих работах различных авторов (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина и др.). Развитие речи осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активацию познавательной деятельности дошкольника. Повышение эффективности работы по развитию речи у дошкольников является одной из актуальных проблем современной педагогической науки. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь- высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка.
Публикация «Рабочая программа „Развитие речевой активности младших дошкольников при знакомстве с животным миром Мамонтовского района“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения- одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Роль развития речи ребёнка в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности. Словарь младшего дошкольника пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту, с многообразием животного и растительного мира. Дети затрудняются или допускают ошибки при названии многих предметов, названий диких и домашних животных и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребёнка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями не только предметов, но и углубление знаний об окружающем животном мире. Любое животное, будь даже аквариумная рыбка или бабочка-капустница, украшает нашу жизнь, делают её насыщеннее и духовно богаче. Данная программа нацелена на развитие у младших дошкольников более яркой, активной, выразительной речи. Этому во многом будет способствовать активное включение в речь малышей произведений устного народного творчества, в том числе малых фольклорных форм (загадок, закличек, потешек, театрализованных игр, совместная деятельность с родителями, использование ИКТ-ресурсов.
Цель: Создать условия для развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с животным миром Мамонтовского района.
Задачи:
1. Познакомить детей с основными обитателями животного мира Мамонтовского района.
2. Способствовать развитию речевого аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы детей.
3. Сформировать умение детей рассказывать о животных родного района и применять полученные знания в играх и повседневной жизни.
Содержание программы
Данная рабочая программа опирается на содержание образовательной программы МКДОУ детский сад «Берёзка», которая разработана на основе :
• Закон РФ 273-ФЗ «Об образовании».
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программа, реализуемые в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
• Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
• Устав МКДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтова.
Педагогические принципы программы
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений о животном мире родного края.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается во всех возрастных группах детского сада.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Возрастные особенности воспитанников 3-4 года
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.
Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжет.
Структура программы
Программа составлена для младшего дошкольного возраста. Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости : вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода.
Основные организационные формы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• в свободной деятельности;
• праздники, развлечения;
• тематические выставки.
Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• сюжетно-ролевые игры, дидактические, театрализованные, пальчиковые,подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование, просмотр презентаций, анкетирование родителей
• разучивание стихов, потешек;
• наблюдения;
• рассматривание картин, иллюстраций.
Планируемые результаты
После реализации программы у детей появятся более яркие представления об образе жизни диких животных, способах их самозащиты от врагов; дети научатся замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные», научатся узнавать диких животных на картинках, репродукциях.
Улучшится активная речь детей, обогатится словарный запас, появится умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем потешки, прибаутки о диких животных.
Дети научатся исполнять разные игровые действия, все это поможет им в дальнейшем овладеть родным языком, грамотно и красиво говорить, давать развернутые высказывания
Календарно-тематическое планирование
Сроки реализации Тема
месяца Содержание деятельности. Мероприятия
с детьми и родителями. Дата проведения
Сентябрь
Дикие животные нашего леса
Презентация для малышей «Дикие животные»
Беседа «Дикие животные нашего леса»
Загадки по картинкам «Дикие животные»
Пальчиковая гимнастика «Лиса», «Волк»
Игра «Кто спрятался?»
Игра-имитация «Артисты»
д\и «Отгадай и назови»
Работа с родителями :оформление выставки «Дикие животные»
Октябрь
«Здравствуй, зайка серенький»
Беседа «Заяц», рассматривание картины «Заяц»
Хороводная игра «Заинька»,
Подвижная игра «Серый зайка умывается»,
потешка «Заяц Егорка»
Пальчиковая игра «Просыпались зайчики»
Дидактические игры : «Выбери картинки»
Раскрашивание: «Раскрасим зайчику морковку».
Ноябрь
«Лиса и волк»
Потешка: «Бежала лесочком лиса с кузовочком»,
Дидактические игры : «Сложи картинку»,
Чтение сказок: «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц».
Пальчиковые игры: “Серый волк увидел зайца”, “Серый волк”,
декабрь
"Животные и их детёныши»
Рассматривание картин «Дикие животные и детеныши» см. пособие
Игра-путешествие «Дикие звери и их детеныши»
Подвижные игры: “Зайцы и волк””, “Медведь и добрые зайчата”
Дидактические игры “Помоги зайчику найти маму”, “Парные картинки”.
Презентация
«Где, чья мама?»
Январь
«Зимовье зверей»
Презентация «Как зимуют дикие звери?»
Игра-драматизация «Рукавичка»
Подвижные игры: “Снежинки и ветер”, “Мороз Красный нос”.
Пальчиковая гимнастика «Бурый мишенька», «Медведь в берлоге крепко спит»
Февраль
«По следам животных…»
Игра – Путешествие «В зимнем сказочном лесу»
игра - упражнение
«Ходим по глубокому снегу».
Подвижные игры «Кто мороза не боится», «Подмети дорожку».
Пение потешки «Заинька выходи»
Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»
Работа с родителями; оформление поделок из шишек «Необычные зверята»
Март
«В гостях у сказки»
«Театрализованная игра: «Заюшкина избушка»
Дидактическая игра "Отгадай сказку «Собери сказку из частей» пазлы,
Беседа по сказке «Теремок»
Д/и «Кто в теремочке живет?», «Спрячь колобка»
Развлечение : «Волк в гостях у ребят».
Рассматривание иллюстраций
тематического альбома «Сказки».
Работа с родителями : выставка книг «Добрая сказка»
Апрель
«В лес весна шагает»
Подвижная игра «Весна в лесу»
Динамический этюд «Что такое весна?»
Игра – беседа «Книжка про зверей в лесу»
Сюжетно-ролевая игра «В лесу»
Презентация: «У кого самый пышный хвост?»
Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Тёплый ветерок»
Май
«Здравствуй лес, дремучий лес,
полный сказок и чудес!»
Пальчиковая гимнастика «Медведь»
п\и «У медведя во бору»
Рассматривание макета «Лес и его жители»
Дидактические игры : «Помоги зверятам» «О ком я говорю», «Кто что любит».
П/и «Мишка косолапый», «Как-то мы в лесу гуляли».
Презентация: «Звуки леса»
Физкультурное развлечение «Этот лес - страна чудес».