Нина Васильевна Шефер
Рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у дошкольников с ООП»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»
1. Цель программы
Данная программа нацелена на коррекцию (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Публикация «Рабочая программа „Развитие психомоторики и сенсорных процессов у дошкольников с ООП“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности дошкольников с ООП, их потенциальных возможностей.
Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнений и игр, данные занятия предназначены исключительно для тех детей, которые имеют недостаточное развития перцептивной (сенсорной) сферы.
Программой предусматриваются разные формы проведения занятий: индивидуально или в небольших подгруппах (два — четыре ребенка) сменного состава.
Задачи программы
В процессе занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов необходимо добиваться решения конкретных задач:
- Развивать на основе всех органов чувств восприятие явлений и объектов окружающей действительности;
- Развивать полноценное восприятие формы, конструкции, величины, цвета, их положение в пространстве;
- Развивать пространственно-временных ориентировок;
- Развивать слухоголосовых координаций;
- Развивать способности эстетически воспринимать окружающий мир в своем многообразии свойств и признаков его объектов;
- Развивать сенсорно-перцептивную деятельность;
-Развивать соответствующую терминологию через обогащение словарного запаса;
- Развивать моторику через зрительно-двигательную координацию;
- Развивать целенаправленность движения и действий;
- Развивать языковые средства общения для приобретения новых знаний, умений и навыков;
- Развивать положительное отношение ребенка к занятиям;
- Развивать собственную активность;
- Развивать устойчивость мотивации к выполнению заданий;
- Развивать планирование и контроль деятельности;
- Развивать способность применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
- Развивать зрительное восприятие;
- Развивать зрительное и слуховое внимание;
- Развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки.
Основные формы коррекционного обучения:
- практическая работа
- ролевые игры
- дидактические игры
Обучающиеся должны знать и уметь:
- Сохранять равновесие в течение не менее 6-8 секунд.
- Выполнять поочередно каждой ногой движения по словесной инструкции.
- Выполнять поочередно каждой рукой движения по словесной инструкции.
- Срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры,
- Узнавать знакомые предметы на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ).
- Узнавать на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
- Раскладывать в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого.
- Называть и показывать все цвета спектра, называть не менее 3-х оттенков цвета.
- Группировать геометрические фигуры с учетом формы.
- Раскладывать в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек.
- Узнавать и называть реалистичные изображения (10 изображений).
- Узнавать контурные изображения (5 изображений).
- Узнавать зашумленные и наложенные изображения (5изображений).
- Выделять буквы и цифры (10, написанных разным шрифтом, перевернутых.
- Воспроизводить несложные ритмические рисунки.
- Определять на слух реальные шумы и звуки: шуршание газеты, плач ребенка, звуки падающей воды из крана, стук молотка и т. д.
- Показывать и называть предметы, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.
- Определять расположения предметов в пространстве (над - под, на – за, перед – возле, сверху – снизу, выше – ниже)
- Выкладывать по образцу из 10 счетных палочек.
- Знать части суток, дни недели, месяц, время года.
Тематический план.
№ Название темы Общее количество занятий
Развитие моторики, графомоторных навыков
1. Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий 2
2. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель) 1
3. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения) 1
4. Формирование чувств равновесия («дорожка следов») 1
5. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движением рук, ходьба с изменением направления и т. д.) 2
6. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика 2
7. Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) 2
8. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка 2
9. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бус) 1
10. Работа в технике рваной аппликации. 1
11. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. 1
Тактильно-двигательное восприятие
12. Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький) Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 1
13. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. 1
14. Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение». 1
15. Игры с крупной мозаикой. 1
Кинестетическое и кинетическое развитие
16. Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется». 1
17. Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) 1
18. Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений. 1
19. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) 1
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
20. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) 2
21. Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. 2
22. Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) 1
23. Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» 1
24. Восприятие формы: «Составление целого из частей» (на разрезном материале) 2
25. Определение направления звука в пространстве:
Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук?» (справа, слева, сзади, спереди) 1
26. Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок) 1
27. Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов) 1
28. Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» 1
29 Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции) 1
30 Определение направления звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади) Д/И «Догадайся, откуда звук» 1
31 Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице, вербализация пространственных отношений с использованием предлогов 1
32 Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений 1
33 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок) Тренировка зрительной памяти. Д/И «Что изменилось» 2
34 Тактильно-двигательное восприятие: Игры с сюжетной мозаикой 1
35 Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога) 1
36 Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. 1
37 Восприятие формы: «Составление целого из частей» (на разрезном материале) 2
38 Игры с мелкой мозаикой 1
39 Развитие слухомоторной координации. Д/И «Запрещенный звук» 1
4о Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов) 2
41 Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный лего) 2
Контроль
за уровнем овладения учебным материалом отслеживается по таблице, содержащей следующие критерии
Критерии:
0 - учебная мотивация не сформирована;
1 - учебные навыки сформированы частично;
2 - учебные навыки в основном сформированы, но необходима помощь;
а) организующая;
б) направляющая;
в) разъясняющая;
г) стимулирующая
д) все виды помощи.
3 – учебные навыки сформированы до уровня самостоятельного выполнения задания.
Учебно – методическое обеспечение: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Развитие сенсорной сферы детей. М. «Просвещение» 2009год