Приложение МААМ

Рабочая программа «Профилактика деструктивного поведения у детей и подростков»

Елена Семёнова
Рабочая программа «Профилактика деструктивного поведения у детей и подростков»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Проблема распространения деструктивного поведения в детско-юношеской среде не утрачивает своей актуальности. Социализация современных детей и молодежи характеризуется неопределенностью, непредсказуемостью и ценностно-ориентационной неустойчивостью. Усугубляется отчуждение между поколениями, включающее неприятие детьми и молодежью широкого спектра норм и ценностей старших членов общества. Утрачена ценность труда и образования при возрастании ценности досуга, воспринимаемого не как свободное от труда время, а как основная сфера жизнедеятельности. Еще одной особенностью стало тотальное распространение ценностей потребительского общества.

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с отклоняющимся, аномальным поведением учащихся. Ученые фиксируют стремительную примитивизацию ценностно-смысловой сферы у подрастающих поколений, выявляют в сознании детей и молодежи оправдательные установки относительно аддикций, насилия, суицидов, сексуальных патологий. Дети, подростки, молодые люди не только не считают нужным вести борьбу с социальными патологиями, но и даже не осуждают их, демонстрируя равнодушие и цинизм. В детско-юношеской среде стал наблюдаться парадокс – девиация, в ее традиционном понимании, становится нормой, а норма, восходящая к основам национальной и общемировой культуры, рассматривается в качестве отклонения. Перечисленные обстоятельства вызывают обоснованную общественную тревогу. Очевидна потребность в разработке действенных профилактических мер, в подготовке компетентных специалистов в сфере предупреждения деструктивного поведения детей и молодежи.

Сущность деструктивного поведения. В психологии поведение разделяется на две основные категории: конструктивное и деструктивное или нормальное и аномальное. Аномальное поведение, из которого вытекает деструктивное поведение, характеризуется тем, что является не одобряемым со стороны общества. Оно является отклонением, с точки зрения социальных, медицинских и психологических установок. Деструктивное поведение человека является основной причиной различных проблем человека, связанных как с межличностными отношениями, так и с физическим здоровьем. Своим деструктивным поведением мы сами лишаем себя любви, успеха, здоровья и счастья. Деструктивное поведение, как правило, начинается с желания почувствовать себя более комфортно. Это своеобразная защитная реакция. Корни такой реакции часто уходят в переживания детства.

Таким образом, деструктивное поведение – это устойчивое поведение личности:

• отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм;

• не соответствующее распространенным в обществе ценностям, правилам, стереотипам поведения, ожиданиям, установкам;

• причиняющее реальный ущерб самой личности;

• непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений;

• сопровождающееся социальной дезадаптацией.

В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две группы:

Делинквентное поведение – противоправное поведение, за которым не следует уголовное наказание по причине того, что ребенок или подросток еще не достиг возраста уголовной ответственности или правонарушение является незначительным (мелкие кражи, вымогательство, хулиганство, вандализм).

Девиантное поведение – модель поведения, противоречащая моральным, нравственным и этическим представлениям общественности:

• Аддиктивное (зависимое) поведение выражается в пагубном пристрастии к какому-либо предмету или действию на фоне осложненной адаптации к проблемным ситуациям.

- химические аддикации (курение, алкоголизм, наркомания, злоупотребление другими психоактивными веществами);

- нехимические аддикации (интернет-зависимость и ее производные, гемблинг, активное похудение).

• Рискованное поведение - типичная часть взросления, исследования границ и возможностей (зацепинг, руфинг, диггерство, сталкинг, опасные селфи, рискованное поведение в сети Интернет);

• Самоповреждающее и суицидальное поведение;

• Агрессивное поведение - поведение, направленное на причинение физического вреда или психического ущерба.

- физическая агрессия;

- косвенная агрессия. Наиболее частое проявление в образовательных организациях - буллинг или травля, агрессивное преследование одного подростка другим или группой подростков при неравенстве сил, неоднократности воздействия и выраженном дискомфорте жертвы.

Под первичной профилактикой деструктивного поведения подразумевается целый комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий нарушений в поведении детей и подростков, а также психолого-медико-педагогическую коррекцию последствий (Е. В. Белоногова, 2005). Таким образом, актуальность данной проблемы определила необходимость создания и реализации в условиях образовательного учреждения программы работы с детьми и подростками по профилактике и коррекции девиантного и делинквентного поведения.

Цель программы: профилактика проявления деструктивных форм поведения у детей и подростков.

Задачи:

1. Коррекция агрессивного поведения;

2. Формирование положительной нравственной направленности личности;

3. Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения;

4. Обучение способам саморегуляции, релаксации;

5. Повышение психологической защищённости подростков, поддержка и укрепление психологического здоровья подрастающего поколения.

Технологии, методы и формы психологической работы по профилактике деструктивного поведения:

• Технологии и методы диагностики и раннего выявления отклоняющегося поведения;

• Технологии и формы работы с семьей как объектом профилактики;

• Технологии медиации;

• Технологии социально-психологического сопровождения детей и подростков, проявляющих отклоняющееся поведение;

• Реабилитационные технологии;

• Технологии и формы волонтерской деятельности;

• Технологии и формы профилактики посредством профориентации и организации трудовой занятости;

• Технологии и формы профилактики средствами дополнительного образования;

• Технологии и формы по правовому просвещению и юридическому консультированию;

Основные направления работы.

• Диагностические мероприятия;

• Индивидуальная /подгрупповая коррекционно-развивающая работа;

• Консультирование;

• Просвещение и профилактика

- общая профилактика направлена на предупреждение отклоняющегося поведения несовершеннолетних в образовательной среде;

- индивидуальная профилактика - система социальных, психологических, педагогических, правовых и медицинских мер, целью которых является снижение влияния факторов отклоняющегося поведения в образовательной среде и усиление ресурсов защиты;

- специальная профилактика - система социальных, психологических, педагогических, правовых и медицинских действий с лицами, регулярно проявляющими отклоняющееся поведение.

• Взаимосвязанная деятельность с администрацией, учителями и родителями.

Ожидаемые результаты работы по программе профилактики.

- повышение ответственности за свое поведение;

- снижение у подростков тенденции к девиациям поведения;

- формирование адекватной самооценки;

- достижение умения соотносить реальные возможности личности с социально одобряемой моделью поведения;

- развитие духовно-нравственного потенциала;

Публикации по теме:

Рабочая программа факультатива по обучению здоровому образу жизни «Здоровей-ка» для детей 4–5 лет Факультатив «Здоровей-ка» направлен на: - общее укрепление детского организма; - осуществление своевременной коррекции растущего организма;.

Рабочая программа «Горниповне» по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6–7 летРабочая программа «Горниповне» по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6–7 лет Рабочая программа "Горниповне" по обучению мордовскому (эрзя) языку для детей 6-7 лет. Содержание. 1. Пояснительная записка. 2. Перспективный.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рабочая программа «Профилактика деструктивного поведения у детей и подростков»
Опубликовано: 3 марта 2025 в 10:11
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Профилактика деструктивного поведения у детей и подростков»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Семёнова (УИ 743667) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД