Лариса Головина
Рабочая программа подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
I. Целевой раздел
1. Обязательная часть
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи реализации программы
1.3. Принципы формирования программы
1.4. Основные подходы к формированию программы
1.5. Возрастные особенности детей конкретного возраста
1.6. Планируемые результаты освоения программы
1.7. Индивидуальные образовательные маршруты
2 часть, формируемая участниками образовательных отношений
II. Содержательный раздел
2.1. Обязательная часть
2.1.1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Публикация «Рабочая программа подготовительная группа» размещена в разделах
2.1.1.1. Труд взрослых, самообслуживание и детский труд.
2.1.1.2. Основы безопасного поведения
2.1.1.3. Игровая деятельность.
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие».
2.1.2.1. Развитие сенсорной культуры, математических представлений.
2.1.2.2. Познание предметного и социального мира.
2.1.2.3. Опытно-экспериментальная деятельность.
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие».
2.1.3.1. Развитие речи
2.1.3.2. Восприятие художественной литературы
2.1.3.3. Обучение грамоте
2.1.4. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
2.1.4.1. Изобразительное искусство.
2.1.4.2. Рисование
2.1.4.3. Лепка
2.1.4.4. Аппликация
2.1.4.5. Конструктивная деятельность
2.1.4.6. Музыкальная деятельность
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие».
2.2. часть, формируемая участниками образовательных отношений.
III. Организационный раздел
3.1. Обязательная часть
3.1.1. Режим дня (теплый, холодный периоды)
3.1.2. Объём образовательной нагрузки
3.1.3. Комплексно-тематический план
3.1.4. Модель проектирования содержания и форм совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов
3.1.5. Социальное партнерство с родителями
3.6.6. Условия реализации рабочей программы
• Развивающая предметно – пространственная среда в группе
• Материально – техническое оснащение
• Наглядный материал по комплексно – тематическому планированию
• Развивающие и дидактические игры
• Развивающая среда участка группы
• Методическое обеспечение
3.2 .часть, формируемая участниками образовательных отношений
IV. Дополнительный раздел
4.1. Презентация рабочей образовательной программы
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая образовательная программа разработана с учетом особенностей дошкольного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей. Определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Рабочая образовательная программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 9 г. Липецка.
Рабочая образовательная программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Постановлением от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Устава ДОУ № 9 г. Липецка;
- Положением о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной организации.
Рабочая программа разработана по образовательным областям (социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, которые включают в себя регламентированные виды деятельности (познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная).
1.2. Цели и задачи реализации программы.
Цель программы : планирование, организация и управление образовательным процессом по всем образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие с учетом особенностей общего недоразвития речи и с тяжелой речевой патологией. Организация педагогического процесса, направленно на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи программы :
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; развития речи детей;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдения в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающие умственные и физические перегрузки
1.3Принципы формирования Программы
Основные принципы формирования Программы :
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип критерия полноты, необходимости и достаточности;
принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
принцип календарно-тематического построения образовательного процесса;
принцип развития ребенка с учетом возрастных закономерностей его психического развития на каждом возрастном этапе;
принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного и деятельностного подходов.
1.4 Основные подходы к формированию программы
Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа направлена на :
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В программе учитываются :
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
1.5. Возрастные особенности детей 6 - 8 лет
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству, менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной
деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно - творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют
обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.
1.6. Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования к восьмилетнему возрасту (подготовительная группа) :
Социально-коммуникативное развитие:
- Ребенок самостоятельно выбирает и придумывает сюжеты игр, договаривает и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет. Оценивает свои возможности, соблюдает правила и преодолевает трудности в дидактических
играх, может объяснить сверстникам правила игры. Моделирует предметно- игровую среду, проявляет интерес к театрализованной деятельности.
- Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице, в транспорте. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). Соблюдает элементарные правила дорожного движения, различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение, понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки.
- Выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет неполадки во внешнем виде. Проявляет трудолюбие, планирует свою трудовую деятельность.
Познавательное развитие:
-Ребенок знает и называет зверей, птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых. Знает герб, флаг, гимн России, столицу, достопримечательности родного края. Знает количественный и порядковый счет в пределах 20, состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5). Составляет и решает задачи в 1 действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками. Знает способы измерения величины: длины, объема, массы. Пользуется условной меркой, называет отрезок, угол, круг, овал, многоугольник, шар, куб, проводит их сравнение. Умеет делить фигуры на несколько частей и составлять целые. Владеет временными понятиями: день- неделя- месяц, минута- час, последовательность времени года и дней недели.
Художественно-эстетическое развитие:
- Различает живопись, графику, скульптуру, декоративно- прикладное и народное искусство. Создает индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные композиции, используя разные материалы и способы создания изображений. Лепит различные предметы, создает композиции налепом и рельефом. Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного творчества. Использует бумагу разной фактуры, различные способы вырезания и обрывания. Создает сюжетные и декоративные композиции.
- Различает жанры музыкальных произведений, может петь в сопровождении музыкального инструмента, индивидуально и коллективно. Может ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, самостоятельно инсценирует песни, хороводы. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки. Исполняет сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
- Ребенок самостоятельно создает различные конструкции одного и того же объекта. Создает модели из конструктора по рисунку и словесной инструкции.
Речевое развитие:
- Ребенок пересказывает и инсценирует небольшие литературные произведения, составляет плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине. Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность. Употребляет синонимы, антонимы, сложные предложения.
- Ребенок знает 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки, называет 2-3 авторов, 2-3 иллюстраторов. Различает жанры литературных произведений. Выразительно читает стихотворения, рассказывает сказку.
Физическое развитие:
Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку. Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчета, соблюдает интервалы в передвижении. Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цели, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч. Выполняет ОРУ четко и ритмично, ходит на лыжах, катается на самокате, участвует в спортивных играх, умеет плавать. Следит за правильной осанкой.
Усвоил основные культурно- гигиенические навыки. Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни.
1.7. Индивидуальные образовательные маршруты
Для успешного усвоения детьми Программы разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты и определяется целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная деятельность. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
• для детей, не усваивающих основную образовательную программу дошкольного образования;
• для одаренных детей.
Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов:
Воспитатели совместно с узкими специалистами разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент, затем фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса детей, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории).
При разработке индивидуального маршрута учитываются следующие принципы:
• принцип опоры на обучаемость ребенка;
• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
• принцип соблюдения интересов ребенка;
принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации);
• принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
• принцип отказа от усредненного нормирования;
• принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, не усваивающих Программу, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Условия реализации индивидуального маршрута (учебного плана) должны соответствовать условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, установленными ФГОС.
Дети с особыми возможностями здоровья
- сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков;
-накопление обобщенных представлений о свойствах предметов, материалов;
- освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств предметов, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
-освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;
- накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
-уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
-формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
-развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
-формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности – формирование адекватных эмоционально-волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.
Дети, обладающие интеллектуальным и творческим потенциалом, развитие которых превышает образовательный стандарт
Интеллектуальное развитие личности
- моделирование (исследование объектов живой и неживой природы, нахождение решений проблемных ситуаций;
-сознательная постановка целей, определение путей, ведущих к их достижению;
- умение решать логические задачи и цепочки с использованием ТРИЗ;
- освоение способов решения ребусов, лабиринтов, кроссвордов;
- способность работать и творить как в групповом субъекте, так и в индивидуальном порядке создавать творческий продукт;
Выработка адекватной самооценки.
Художественно-эстетическое развитие личности
- развитие музыкальных способностей: эмоциональной отзывчивости, проявление музыкального вкуса, мелодического слуха, ритмического чувства, тембрового и динамического слуха;
- формирование вокальных певческих умений;
- самостоятельное выразительное и творческое проявление в пении и музыкально-ритмическом движении;
- самостоятельная импровизация с движениями.
Требования к результатам развития детей с ограниченными возможностями здоровья
- ребенок способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми;
- ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности новых знаний, переживать радость открытия нового;
- ребенок проявляет готовность заботиться о своем здоровье, готов соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Оценка индивидуального развития детей производится педагогами в рамках педагогической диагностики, связанной с определением эффективности организации образовательного процесса и лежащей в основе дальнейшего планирования педагогической деятельности. Результаты педагогической диагностики будут использоваться для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития);
-оптимизация работы с группой детей.
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2.1. Планируемые результаты освоения программы по краеведению «Мой край родной»
В педагогический процесс введен раздел по краеведению «Мой край родной», направленный на формирование целостных представлений о родном крае, на расширение у дошкольников представлений о родном городе, его истории возникновения, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Возраст- 6 -8 лет
• Проявляет заботу о своей семье.
• Использует в активной речи малые фольклорные формы:
• Потешки, пословицы, поговорки, загадки, считалки.
• Знает некоторые древнейшие города Липецкого края.
• Знает, кто такие липчане и чем они занимались. Знает государственную символику родного города (поселка, села);
• Проявляет интерес к народному творчеству, узнает и называет изделия народного промысла Липецкой области (Елецкое кружево, романовская игрушка и др.);
• Знает представителей растительного и животного мира Липецкой области
Принимает осмысленное и активное участие в народных праздниках. Знает их названия.
Знает былинных и сказочных героев и умеет узнавать их
произведениях изобразительных искусств.
Умеет играть в подвижные и хороводные игры.
Принимает осмысленное и активное участие в народных праздниках. Знает название праздника и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
У родителей: усиление внимания к историческим корням и традициям
народов России, активизация участия совместно с детьми в народных праздниках.
У педагогов: создание пространственно-предметной среды в группах,
содействие возрождению народных традиций, через ознакомление
дошкольников с произведениями талантливейших писателей и поэтов
земляков.