Синицына Анна
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путешествие по стране Этике»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Путешествие по стране Этике» для учащихся 1-4классов. Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5) с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки от 26.11.2010 №1241 и от 22.09.2011 №2357 ,основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011г. № 118 с изменениями от 01.09.2012г. № 186, от 24.06.2013г. № 130 и на основе авторской программы Кононовой Н. В и Васильевой Л. А. «Путешествие по стране Этике».
Публикация «Рабочая программа по внеурочной деятельности „Путешествие по стране Этике“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
По словам академика Д. С. Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.
Цель программы : освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи программы :
развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся
знать:
учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Учащиеся должны уметь:
взаимодействовать со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
Занятия проходят 1 раз в неделю –четверг.
Дата № Внеурочное занятие (тема, название) Формы организации внеурочной деятельности Деятельность учителя (осуществляемые действия) Деятельность учащихся
(осуществляемые действия) Понятия Основное содержание занятия
Этика общения
5.09 1 Доброе слово, что ясный день Рассказ беседа. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная. Коллективная, индивидуальная. Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Нарисуй смайлик- это твое настроение на день.
12.09 2 Ежели вы вежливы. Рассказ, беседа, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная, индивидуальная. Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л. Н. Толстого «Белка и волк».
19.09 3 Дружим с добрыми словами Рассказ, беседа, игра. Объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная, индивидуальная. Добродушие,
снисходительность. Игры «превращение» слов.
Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т. д.
26.09 4 Когда идёшь по улице Рассказ, беседа, наглядные пособия. Объяснительно- иллюстративная. Коллективная, индивидуальная. Дорожные знаки Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.
3.10 5 Любим добрые поступки Рассказ, беседа, игра. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная,
Индивидуальная Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку на доске.
10.10 6 Будем беречь друг друга Рассказ, беседа,игра Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. Коллективная
Индивидуальная Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.
17.10 7 Нам счастья не сулит обида чья-то Рассказ, беседа. Продуктивная, объяснительно – иллюстративна. Коллективная
Индивидуальная Рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?». Обсуждение после прочтения.
24.10 8 Умеем общаться Рассказ, беседа Продуктивная, объяснительно – иллюстративная Коллективная,
Индивидуальная. Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.
Этикет
7.11 9 Премудрости Этикета. Рассказ, беседа, наглядные пособия. объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная Этикет Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.
14.11 10 Повседневный этикет. Коллективная работа, рассказ, беседа, игра, упражнения, наглядность, демонстрация. Объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная, индивидуальная. Разбор ситуаций. Стихотворение С. Михалкова «Одна рифма». А. Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».
21.11 11 Весёлые правила хорошего тона Рассказ, беседа, игра, наглядные пособия. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная, индивидуальная. Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры после ознакомления с миниатюрами.
28.11 12 Сказка об этике. Рассказ, беседа, игра, наглядные пособия, Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.
5.12 13 Продолжение сказки об этике. Рассказ, беседа, игранаглядные пособия. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная, индивидуальная. Выставка детских рисунков «Правила этикета».Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.
12.12 14 Когда рядом много людей Рассказ, беседа. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная. Индивидуальная, коллективная Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
19.12 15 Как решать семейные проблемы Рассказ, беседа, наглядные пособия, презентация. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная. Коллективная, индивидуальная Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.
26.12 16 Чистый ручеек вашей речи. Рассказ, беседа. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. Коллективная Дети импровизируют, передавая разговор у воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.
Этика общения с окружающими
16.01 17 Душа- это наше творение. Беседа, рассказа. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная, индивидуальная Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»
23.01 18 Хорошие песни к добру ведут Рассказ, беседа Объяснительно-иллюстративная. Коллективная Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев из песен. Выставка рисунков.
30.01 19 Тепло нашего дома Рассказ, беседа Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. Коллективная, индивидуальная Обсуждение с учениками каким должен быть их идеальный дом.
Рисование на тему «мой дом мечты»,
6.02 20 У каждого народа свои герои. Рассказ, беседа, наглядные пособия. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная Выставка рисунков» народы мира». Пословицы и поговорки разных народов.
13.02 21 Маленькое дело лучше большого безделья. Рассказ, беседа, наглядные пособия. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная, индивидуальная. Создание общей, коллективной работы.
20.02 22 Я могу быть волшебником Рассказ, беседа, игра Продуктивная, объяснительно- иллюстративная. Коллективная Игра «Цветик семицветик».
Ученики по очереди угадываю добрые и хорошие поступки.
27.02 23 Мы соберем большой хоровод Рассказ, беседа, игра. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая. Коллективная, Игра-праздник в форме хоровода.
5.03 24 Я люблю милую маму мою Беседа, творческая работа Продуктивная, объяснительно – иллюстративная Коллективная, индивидуальная. Чтение стихотворения Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Беседа на тему «Какая мама моя?»
12.03 25 Поздравляем наших мам Беседа, игра. Продуктивная-объяснительная иллюстративная Коллективная Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.
19.03 26 Люби всё живое Рассказ, беседа, наглядные пособия, презентация. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная Коллективная, индивидуальная. Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке».Дети по очереди называют какие животные, насекомые и цветы находятся в природе. Народные изречения о природе.
Этика отношений в коллективе
2.04 27 Если радость на всех одна Беседа, рассказ. Продуктивная, объяснительно – иллюстративная. Коллективная Правила для всех одинаковые.
Обсуждения их «Уважая человека, уважаешь себя».
9.04 28 Мой класс- мои друзья Рассказ, беседа, игра объяснительно – иллюстративная, игровая. Коллективная, индивидуальная. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
16.04 29 Коллектив начинается с меня. Беседа, рассказ Продуктивная, объяснительно- иллюстративная Коллективная, индивидуальная Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
23.04 30 О дружбе мальчиков и девочек Рассказ, беседа объяснительно – иллюстративная Коллективная, индивидуальная. Знакомство с рассказом Е. Пермяка «Надёжный человек».
30.04 31 Поиграем и подумаем. Рассказ, беседа, игра Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, игровая Коллективная, индивидуальная. Игра «Собери букет». Ученики по очереди прикладывают к доске по цветку, где написано доброе слово или действие.
Игра «Прополка сорняков». Ученики выдергивают из букета сорняки,на них написаны плохие слова или действия.
7.05 32 Самолюб никому не люб. Рассказ, беседа. Продуктивная, объяснительная Коллективная, Рассказ В. Осеевой «Долг».
Обсуждение его.
14.05 33 Вот и стали добрей и умней. Рассказ, беседа, презентация. Объяснительно-иллюстративная. Коллективная, индивидуальная. Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.
21.05 34 Доброта что солнце Беседа, игра Продуктивная, объяснительно – иллюстративная. Коллективная Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков с добрыми пожеланиями.
28.05 35 Итоговое занятие
Школе посвящается. Рассказ, беседа, презентация. Продуктивная, объяснительно-иллюстративная. Коллективная, индивидуальная Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности. Игры, чтение стихотворений, подготовка рисунков