Ольга Седышева
Рабочая программа по технологии Симоненко 5–8 класс (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения.
Нормативные документы составления рабочей программы по предмету :
Публикация «Рабочая программа по технологии Симоненко 5–8 класс (часть 1)» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 5-9 классах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г. Регистрационный N 19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции);
• Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М. : Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
• Технология. Программа. 5-8(9) классы, рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы : Н. В. Синица, П. С. Самородский.
Рабочая программа скорректирована в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ «Хахальская основная школа» на 2019-2020 учебный год с учетом выходных, праздничных дней и особенностей класса. Программа включает общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
Программа составлена на основе следующих учебников:
1. Технология : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, П. С. Самородский, В. Д. Симоненко, О. В. Яковенко. – 4-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2015, - 208 с. : ил. ISBN 978-5-360-05528-0
2. Технология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, П. С. Самородский, В. Д. Симоненко и др. – 4-е изд., с изм. - М. : Вентана-Граф, 2016, - 208 с: ил. ISBN 978-5-360-06702-3
3. Технология : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица, П. С. Самородский, В. Д. Симоненко, О. В. Яковенко. – 3-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2014, - 208 с. : ил. ISBN 978-5-360-05004-9
4. Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [Н. В. Матяш, А. А. Электов, В. Д. Симоненко и др. ]. – 2-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2018, - 208 с: ил. – (Российский учебник). ISBN 978-5-360-08839-4
5. Технология : Программа : 5-8 классы / (универсальная линия) Н. В. Синица, П. С. Самородский, В. Д. Симоненко, О. В. Яковенко и др. - М. : Вентана-Граф, 2014, - 112 с. :ISBN 978-5-360-04691-2
6. Технология 5-8 классы рабочие программы по учебникам под ред. В. Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов/ авт. -сост. Н. П. Литвиненко, О. А. Чельцова, Т. А. Подмаркова. – Волгоград: Учитель, 2011 г.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
• освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства; безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами обще-учебной деятельности являются:
• Определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
• Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
• Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
• Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
• Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
• Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
• Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
На основании требований ФГОС второго поколения в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностные, личностно-ориентированные, универсальные деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:
• совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, уходе за жилищем, способах декорирования предметов интерьера;
• ознакомление с различными видами народного творчества и художественных ремёсел;
• развитие художественной инициативы;
• овладение умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда;
• формирование специальных умений, технологических и элементарных экономических знаний по технологии и изготовлению одежды, металлообработке и деревообработке, ручной вышивке;
• формирование общей культуры личности, навыки общения, правила этикета, приема пищи, сервировки стола и т. д. ;
• воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
• воспитание уважения к народным обычаям и традициям родного края; ознакомление учащихся с профессиями: по обработке тканей и пищевых продуктов; по обработке древесины и конструкторских материалов.
• развитие познавательных интересов, в частности, интереса к культурному наследию русского народа, его ремеслам и декоративно-прикладному искусству, развитие технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• овладение обще-трудовыми и специальными умениями, безопасными приемами труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности;
• умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
• способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
• умение работать в группе : устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д. ;
• освоение компетенций – коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающейся.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техно-сферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Учебный план составляет в 5,6,7 классах – по 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю, в 8 классе - 34 часа из расчета 1 час в неделю.
С учетом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» обеспечит:
• развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
• активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
• совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
• формирование о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
• формирование способности экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Изучение раздела «Кулинария», предусматривает выполнение практических работ в домашних условиях с помощью родителей, в связи с тем, что кабинет технологии не оборудован для полноценного изучения этого материала.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
Программа предусматривает формирование у обучающихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
• навыками применения распространенных ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; культуры труда; уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии обучающиеся, независимо от изучаемого направления, получат возможность ознакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• технологическими свойствами и назначением материалов;
• назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
• видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получение продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы :
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделий, выполнения работ или получения продукта;
• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
• осуществлять визуально, а также допустимыми измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого продукта или изделия;
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;