Наталья Котова
Рабочая программа по региональному компоненту «Бурятия — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью работы является воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, городу, семье и дому.
Задачи:
1Формировать представления о том, чем славен родной город Кяхта, республика Бурятия.
2. Формировать чувство гордости за свою малую Родину.
3. Развивать интерес к традициям семьи, детского сада, города, республики, страны.
Публикация «Рабочая программа по региональному компоненту „Бурятия — мой край родной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика Бурятия
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
4. Воспитывать интерес к прошлому родного поселка, города, республики.
5. Приобщать к культуре русского и бурятского народов, населяющих нашу республику.
6. Воспитывать гордость за свою национальную культуру, любовь, уважение к традициям и обычаям прошлого и настоящего малой Родины.
7. Сформировать представление о родном поселке, городе, республике, как частице большой страны – России.
Задачи регионального компонента интегрируются и решаются через
образовательные области: «Физическое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Художественное творчество», «Речевое развитие» :
Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)
Физическое развитие.
Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных
климатических и сезонных особенностей являются:
- создание условий в дошкольном образовательном учреждении;
- развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных
народных (бурятских, русских, украинских, белорусских, спортивных игр, физических
упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;
- осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом
специфики ДОУ;
- совершенствование физического развития детей через национальные праздники,
народные игры.
Социально-коммуникативное развитие.
Использование национального регионального компонента в направлении, социально личностного развития ребенка включает:
- развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность
РБ, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых
работающих на предприятиях поселка, детей других национальностей народов Бурятии,
родной природы, общественной жизни.
- обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного
поселка.
Познавательное развитие.
Основными задачами в познавательно-речевом развитии детей с учетом национально –
регионального компонента являются :
- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного
творчества представителей разных народов, проживающих в республике Бурятия.
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры
познания и интеллектуальной активности, широко использовать возможности народной и
музейной педагогики.
Речевое развитие.
- обучение детей двум государственным языкам (русскому и бурятскому) в равных
объемах.
- ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; проявление интереса
к произведениям бурятского, русского и других народов, проживающих в РБ, устного
народного творчества : сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.
Художественно-эстетическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами бурятского, русского,
белорусского, украинского музыкального, декоративно-прикладного, литературного
искусства включает в себя:
-создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи,
танцах, театре и литературе;
- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному,
декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в республике.
Комплексный подход, проведение интересных нетрадиционных форм работы с детьми :
народные праздники, посиделки, посещение музея, музея ДОУ, детской библиотеки,
исполнение народных песен, игра на музыкальных инструментах,
спортивные состязания, знакомство с декоративно-прикладным и изобразительным
искусством, являются первой ступенькой к приобщению детей к культуре бурятского и
русского народа, к овладению бурятским языком и повышению интереса у детей к
истории своего народа.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.
- Системность и непрерывность.
- Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
- Свобода индивидуального личностного развития.
- Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
- Принцип регионализации (учет специфики региона)
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Поэтому для реализации педагогических задач по изучению родного края в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством.
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа «Бурятия - мой край родной» ориентирована на детей 2-7 лет.
Важнейшим условием формирования ценностных ориентиров у дошкольников является осознанное отношение, переживание и оценка объектов окружающей действительности.
Современные дети мало знают о родном крае, особенностях народных традиций. Стало необходимым донести до сознания воспитанников: как можно пробудить в растущем человеке любовь к малой Родине; воспитывать любовь и уважение к родному городу, к детскому саду, к образам, воспитывающим мужество, смелость, героизм, чувство гордости за свой город и желание сохранять и приумножать богатство своего города.
Историческое своеобразие малой Родины оказывает воздействие на детей, формируя и совершенствуя общие умственные способности. Дошкольный возраст-период активного познания мира и человеческих отношений.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста таковы:
• Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к поселку.
• Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного поселка. Знает и стремится выполнять правила поведения в поселке.
• Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному поселку, его истории, необычным памятникам, зданиям.
• С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.
• Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям поселка.
• Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
• С удовольствием отражает впечатления о поселке в деятельности.
• Стремится к проявлению инициативы в социально-значимых делах, связанных с жизнью родного поселка.
1.5. Ожидаемые результаты и способы проверки.
Наблюдение процесса формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения к малой родине (родному поселку) и чувства принадлежности к ней, заполнение Карты наблюдения.
Организация выставок детских творческих продуктов.
Создание фотовыставки «Достопримечательности Улан-Удэ».
Праздничное мероприятие, посвященное культурным традициям Бурятии.