Ольга Ильина
Рабочая программа по реализации познавательно-речевого направления (конструирование) для детей старшей группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Содержание рабочей программы старшей группы соответствует требованиям федеральных государственных требований, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения;
• выстраивается по темам;
• раскрывает содержание основных видов деятельности (тем, обозначенных в федеральных государственных требованиях;
• определяет последовательность изучения материала, устанавливая интеграцию образовательных областей;
Публикация «Рабочая программа по реализации познавательно-речевого направления (конструирование) для детей старшей группы,» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
• по каждому виду деятельности указываются наименование темы, содержание учебного материала (педагогические задачи);
• требования к уровню подготовки воспитанников по конкретной теме в соответствии с федеральными государственными требованиями, целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения (итоговое мероприятие).
В комплексно-тематическом плане образовательной деятельности:
1. Распределяется время, отведенное на изучение основного вида деятельности (учебного предмета, курса);
2. Распределяется время, отведенное на проведение мониторинговых мероприятий (исследований и др.).
3. Раскрывается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.
На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования.
В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы.
На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения. Предметом основного внимания детей становятся сам процесс и способы выполнения задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.
Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи, т. е. появляется самоконтроль.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю Длительность непосредственно образовательной ситуации Форма организации образовательного процесса
39 1 25 минут
групповая
Программой предусмотрено проведение:
• диагностических занятий – 4;
• практических занятий –35.
Цель рабочей программы :
Обеспечить своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в возрасте 5-6 лет с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, а также систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Задачи рабочей программы :
1. Развивать художественное восприятие.
2. Продолжать знакомить детей с основными формами строительного материала и развивать конструктивные умения из строительного, природного материала, бумаги.
3. Формировать умение самостоятельно создавать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры, елочные украшения.
4. Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности.
5. Закреплять умения детей экономно и рационально расходовать материал.
Ожидаемые результаты
• У детей расширяется интерес к деятельности людей по созданию архитектурных, художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для жизни людей.
• Формируется интерес к конструированию из разных материалов.
• Совершенствуется конструкторные навыки при создании сооружений по образу, по условиям, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов и в плоскостном моделировании.
• Сформированы представления о строительных элементах и их конструктивных свойствах.
• Развивается стремление к творчеству, экспериментированию и изобретательству.
• Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу).
• Совершенствуются навыки пространственной ориентации.
• Формируется стремление к совместной деятельности.
• Формируются навыки коммуникативного, делового общения.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
• Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).
• Закреплять умение выделять основные части и характерные детали конструкций.
• Помогать анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.
• Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Закреплять умение заменять одни детали другими.
• Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
• Закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
• Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.
Проектная деятельность.
• Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.
• Продолжать развитие проектной деятельности исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Способствовать формированию у детей представления об авторстве проекта.
• Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа.
• Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.
• Способствовать формированию проектной деятельности нормативного типа. Нормативная проектная деятельность - это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей.
Коммуникация - знакомить детей с разными характеристиками свойств предметов, дать представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
• Уметь анализировать результаты наблюдений, исследований, опытов и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
• Художественное творчество - развивать конструирование из строительного материала по замыслу с его предварительным изображением; изображать варианты различных конструкций одного и того же объекта с последующей постройкой.
• Здоровье, Социализация, Труд, Безопасность, Художественное творчество, Чтение - создавать условия для развития проектной деятельности.
• Социализация, Безопасность, Здоровье, Чтение - ставить детей в различные проблемные ситуации, в том числе и перед противоречиями.
Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год: в ноябре и апреле-мае в форме сбора информаций (путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок). Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Виды интеграции области «Познание»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни).
«Физическая культура» (формирование и закрепление ориентировки в пространстве, временных, количественных представлений в подвижных играх и физических упражнениях).
«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире).
«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности).
«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы).
«Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами основной задачи психолого-педагогической работы — формирования целостной картины мира).
«Коммуникация» (развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослы ми).
«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства)
«Физическая культура» (использование подвижных игр и физических упражнений для реализации задач образовательной области «Познание»).
«Чтение художественно литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира).
«Музыка» и «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание»)