Быкова Елена Николаевна
Рабочая программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Лучик»
Рабочая программа
по развитию творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами
«Уроки сказки»
Срок реализации программы : 2 года
Разработала : воспитатель Быкова Е. Н.
Публикация «Рабочая программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДО.
Рабочая программа обеспечивает художественно-эстетическое, эмоциональное развитие детей в возрасте от 5 – до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей в процессе театрализованной деятельности.
Рабочая программа разработана на основе
• программы «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой;
авторской технологии развития ребёнка – дошкольника в театрализованной деятельности :
• «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Т. И Петровой, Е. Л. Сергеевой, Е. С. Петровой (Допущено Министерством образования РФ);
Цели и задачи реализации программы
Цель: Создать условия для развития потенциальных творческих способностей дошкольников, их неповторимой индивидуальности; нравственного совершенствования личности каждого ребенка.
Задачи:
1. Образовательные:
Знакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный,детский, театр зверей и др.)
Приобщать детей к театральной культуре, обогащать их театральный опыт : знания детей отеатре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральнойтерминологии, театрах города Рубцовска.
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене, способность к импровизации в играх - драматизациях на темы знакомых сказок.
2. Развивающие :
Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, к театру, как к виду искусства;
Развивать артистические способности детей;
Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этого импровизации (игровые, танцевальные, песенные);
Развивать речь детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию,воображение детей.
Развивать уверенность в себе, инициативность, коммуникативность, эмпатию, толерантность.
3. Воспитательные:
Воспитывать способность полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни;
Воспитывать чувство патриотизма, уважения к наследию русской культуры, следования традициям родного Алтайского края;
Воспитывать гуманные чувства; отрицательное отношение к жестокости, трусости, хитрости;
Воспитывать самодисциплину, умение организовывать себя и свое время;
Воспитывать культуру поведения на репетициях, во время спектакля, на сцене, в зале;
Воспитывать трудолюбие, самоотдачу, самоорганизацию.
Принципы реализации программы :
- доступность драматического материала и сценических выражений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и интересов детей;
- последовательное и целесообразное накопление художественных впечатлений;
- опора на игровую деятельность с учетом психофизиологических особенностей детей;
- синтезирование различных видов искусств;
- учет этнокультурной ситуации развития детей;
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемый результат
Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).
Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния.
Расширение импровизационных способностей детей : мимика, жест, пантомимика.
Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.
Привлечение внимания родителей к новым формам работы по всестороннемуразвитию личности ребенка.
К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:
Ребенок 5 -6 лет
Должен уметь:
— разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с
использованием элементов костюмов,декораций;
— чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
— выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной
аудиторией
Должен знать:
— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный);
—виды и жанры театрального искусства : музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
—правила поведения в театре
Должен иметь представление:
— о театре, театральной культуре;
—о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
—об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
— устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
— театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер)
Ребенок 6 -7 лет
Должен уметь:
— воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей (выбирать сказку,стихотворение, песню дляпостановки, готовитьнеобходимые атрибуты,распределять между собойобязанности и роли);
— передавать образы с помощью вербальных и невербальных средствкоммуникации;
—проявлять творческую активность в выборе движений, жестов, мимики, интонации, в передаче игрового образа;
—уметь общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;
—уметь контролировать свое поведение в разных ситуациях;
—уметь адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе и незапланированное
Должен знать:
— некоторые виды театров (кукольный,драматический, музыкальный, детский, театрзверей и др.);
—виды и жанры театрального искусства : музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
— правила поведения в театре
Должен иметь представление:
— о театре, театральной культуре;
—театральных профессиях, деятельности работников театра (звукорежиссер,
декоратор, осветитель, суфлер, капельдинер, драматург, композитор, дирижер, хореограф и др.)
—об устройстве театра
—о сценическом движении
Содержательный раздел
Содержание образовательной деятельности по освоению детьми
программы развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства :
• Взаимосвязи образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие»
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей; помогают в изготовлении атрибутов, декораций.
«Речевое развитие»
«Развитие речи», где в процессе работы у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театрализованной деятельности детей).
«Познавательное развитие»
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, природными явлениями, предметами ближайшего окружения. Углубляются знания детей о театре, как о виде искусства, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений
«Социально-коммуникативное развитие»,
где дети учатся устанавливать дружеские взаимоотношения, договариваться, помогать друг другу,включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев. У детей формируются такие качества, каксочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества.
«Физическое развитие»,
где дети учатся согласовывать речь и сопровождающие ее действия, воплощать в движении настроение, характер персонажа, выразительно исполнять основные виды движений, творчески импровизировать.
• Направления реализации программы
Программа реализуется через :
• Кружковую работу
(беседы о театре; сценические игры-задания; этюды на развитие сценического мастерства, актерской техники; чтение художественной литературы с последующей оценкой нравственного значения произведения; инсценировки небольших по объему сказок, стихов, потешек; сценки-диалоги; дидактические игры на развитие речи, ее выразительность, силы и тембра голоса; игры на установление положительных эмоциональных контактов между детьми;игры-драматизации; драматические спектакли)
• Взаимодействие со специалистами (муз. рук; инструктор по физ. культуре; хореограф)
(совместное проведение праздников, представлений, развлечений;
знакомство детей с новым характером изобразительной деятельности – оформительской: совместное с детьми оформление спектаклей; отражение своих впечатлений от спектакля в рисунках;
развитие песенно-музыкального творчества : исполнение песен от лица персонажей; импровизации, инсценирование;
развитие танцевального творчества : осознание детьми того, что танец – выражает настроение, чувства героев)
• Взаимодействие с воспитателями
(беседы; консультации; семинары-практикумы по изготовлению костюмов, элементов декораций; кукольные спектакли, поставленные воспитателями)
• Взаимодействие с родителями
(индивидуальные беседы; выступления на родительских собраниях; приглашение на спектакли; привлечение родителей к изготовлению костюмов; декораций к спектаклям; привлечение родителей к выступлениям на детских утренниках)
• Организацию предметно-пространственной развивающей театральной среды в группах
(организация в группах театральных уголков; дидактические игры на развитие творческих способностей, коммуникативных качеств, речевых навыков; различные виды театров; музыкальный центр; видеоаппаратура; медиатека (аудио- и CD диски); уголки ряжения; библиотечки с иллюстрированными произведениями детской художественной литературы)
• Изготовление костюмов и атрибутов для спектаклей и игр
• Основные разделы программы :
1. Формирование детского театрального коллектива –
• формировать средства межличностного взаимодействия между детьми;
• воспитывать доброжелательность, заботливость по отношению друг к другу, готовность оказать помощь друг другу и всем, кто в этом нуждается;
• учить детей регулировать свои эмоциональные проявления, уважая чувства окружающих людей;
• помочь детям обрести направленность на взаимодействие со сверстниками и окружающим миром; приобрести опыт социальных навыков поведения.
2. Основы театральной культуры –
• познакомить детей с краткой историей театра; с видами театрального искусства;
• познакомить детей с главными театральными профессиями;
• познакомить детей с некоторыми театральными терминами (режиссер, актер, грим, костюм, мимика, жест, поза, интонация);
• воспитывать культуру поведения детей в театре и на концерте.
3. Театральная игра –
• развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
• учить понимать чувства и настроение персонажей;
• формировать и развивать умение передавать характер и настроение персонажей, используя разнообразные средства выразительности;
• поощрять элементы творческой импровизации;
• обогащать социальный опыт детей средствами выражения адекватных эмоций в смоделированных ситуациях.
4. Речевая деятельность –
• совершенствовать речь детей – навыки четкого произношения, интонационную выразительность, ритм и темп;
• обогащать словарный запас детей.
5. Коррекция нежелательных форм поведения –
• формировать у детей умения эмоционально- положительного общения со сверстниками и взрослыми на основе бесконфликтных форм взаимодействия.
6. Работа над драматическим спектаклем –
• средствами театрального искусства помочь детям раскрыть свои потенциальные творческие способности;
• добиваться естественного, подлинного поведения детей на сцене;
• учить детей оценивать искренность и правдивость своего исполнения роли и исполнения ролей партнерами;
• учить радоваться успеху каждого исполнителя и всего спектакля в целом;
• помочь детям на практике осознать, что такое коллективность театрального искусства.
• Описание форм, способов, средств реализации программы
Методы, применяемые в работе с детьми :
• Практические (игровые)
• Наглядные
• Словесные
Формы работы с детьми :
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
• Форма проведения занятий
Принципы проведения занятий:
• Наглядность – осуществляется на восприятии наглядного материала.
• Доступность – занятие составляется с учетом возрастных особенностей, по принципу дидактики (от простого к сложному)
• Проблемность – направление на поиск разрешения проблемных ситуаций.
• Развивающий и воспитательный характер занятий–направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов, воспитание эмпатии, навыков адекватного поведения в обществе
Структура занятий:
Часть 1. Вводная
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.
Основные виды работы : приветствие; игры на установление положительного эмоционального контакта между детьми, а также между взрослым и детьми; игры на коррекцию внимания, памяти и других психических процессов; создание мотивации на дальнейшую работу.
Часть 2. Основная
Цель основной части: направлена на развитие игрового поведения; способности творчески относиться к любому делу; умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях; развитие психомоторных способностей; развитие свободы и выразительности движений; умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией; развитие правильной речи, творческой фантазии; овладение театральной терминологией; элементарными знаниями и понятиями театрального искусства; коррекцию поведенческих негативных проявлений; способность к саморегуляции.
Элементы занятий:
беседы о театре; сценические игры-задания; этюды на развитие сценического мастерства, актерской техники; чтение художественной литературы с последующей оценкой нравственного значения произведения; инсценировки небольших по объему сказок, стихов, потешек; этюды с куклами на ширме; сценки-диалоги; дидактические игры на развитие речи, ее выразительность, силы и тембра голоса; игры на установление положительных эмоциональных контактов между детьми; игры-драматизации; психокоррекционные этюды; игры на развитие воображения, умения перевоплощаться.
Часть 3. Завершающая
Цель завершающей части – получение положительных эмоциональных переживаний детьми; чувства уверенности в себе, в своих силах и способностях; ощущение себя частью единого, дружного коллектива, объединенного одной целью; удовлетворения от проделанной работы.
Виды работы : хороводные, словесные игры; комплименты; ритуал прощания.
Занятия проводятся во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13
Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий – 25 минут.
К этой услуге планируется привлечение детей 6-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Количество детей в группе не более 12 человек.
• Индивидуальная работа :
На индивидуальных занятиях с детьми проводится коррекционная работа над мимикой, жестами, позами, интонационной выразительностью речи, разучиваются стихи, потешки, скороговорки, отрабатывается сила и тембр голоса. Также индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию, игре – драматизации, работе в спектакле).
Методическая литература:
1. Программа «Арт-фантазия», Э. Г. Чурилова;
2. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»,Э. Г. Чурилова, М, 2001, «Владос»
3. «Воображение и творчество в детском возрасте», Л. С. Выготский, М, 1991, «Просвещение»
4. «Театрализованные занятия в детском саду», М. Д. Маханева, М, 2001, «Творческий центр»
5. «Театрализованная деятельность в детском саду», А. Е. Антипина, М, 2003, «Творческий центр»
6. «Театрализованные игры в детском саду», Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова, М, 2000,»Школьная пресса»
7. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, М, 2000, «Генезис»
8. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре», О. А. Бизикова, М,2008, «Скрипторий 2003»
9. «Азбука общения»,Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова, С-П,2000, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
10. «Психологические игры и тренинги в детском саду», Л. В. Чернецкая, Ростов-на-Дону, 2005, «Феникс»
11. «Психогимнастика», М. И. Чистякова, М, 1990, «Просвещение»
Мониторинг освоения детьми программного материала :
1. Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла : интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая деятельность
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла : понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Театральная игра
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла : владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Работа в театральном коллективе над спектаклем
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла : проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий : конкурсов, спектаклей, концертов, творческих показов другим группам, родителям.
Организационный раздел
• Формирование ценностного отношения к культурно-национальному наследию средствами театрализованной деятельности детей
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Театрализованная деятельность способствуют обогащению знаний старших дошкольников о традициях, обычаях, обрядах русского народа. Русские народные сказки, которые обыгрывает и драматизирует ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. В процессе репетиций дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.
Формированию у детей любви к Родине, к старине, воспитанию интереса и уважения к истории и культуре своего народа способствуют :
• Выразительное исполнение потешек, русских народных песенок
• Драматизация русских народных сказок
• Беседы о жизни и быте русского народа в былые времена
• Рассматривание иллюстраций, отображающих быт и костюмы русского народа
• Разучивание русских народных хороводных и подвижных игр
• Фольклорно-музыкальные праздники и развлечения
• Способы и направления поддержки детской инициативы
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• вводить адекватную оценку результата театрализованной деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий
• спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов его исправления: повторное исполнение спустя некоторое время;
• предлагать специально созданные ситуации, позволяющие ребенку реализовать свои артистические способности, обретая тем самым признание взрослых и сверстников;
• обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения в театрализованной деятельности сверстникам и научитьсверстников добиваться таких же результатов;
• поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
• презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (спектакли, драматизации, инсценировки и др.)
Средства реализации программы
1. Настольный театр игрушек
2. Настольный театр картинок
3. Фланелеграф
4. Пальчиковый театр
5. Театр кукольный
6. Детские костюмы для спектаклей
7. Взрослые костюмы для спектаклей
8. Элементы костюмов для детей и взрослых
9. Атрибуты для занятий и для спектаклей
10. Ширма для кукольного театра
11. Музыкальный центр, видеоаппаратура
12. Видеотека с записями спектаклей, мультфильмов, фильмов-сказок
13. Декорации к спектаклям