Татьяна Козулина
Рабочая программа по развитию детей в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с ООП МАДОУ детский сад «Теремок», в соответствии с введением ФГОС ДО. Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, и художественно-эстетическому развитию.
Публикация «Рабочая программа по развитию детей в старшей группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Используется парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой (2002г.)
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Цели программы - это создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование интегративных качества ребенка, которые могут служить основой успешности обучения в школе и дальнейшей социализации в окружающем мире, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи программы :
1. Обеспечение физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей и формирование соответствующих компетенций воспитанников в области общей культуры
2. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
4. Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5. Обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
6. Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитателей, родителей и детей.
7. Развитие любознательности, творческих способностей, создание необходимых условий для работы с одаренными детьми.
8. Поддержка конкурсов, фестивалей, выставок, соревнований в целях содействия развитию одаренных детей.
Региональный компонент:
1. Дать детям знания об этнической самобытности народов, проживающих на территории Бурятии, их обычаях и традициях.
2. Познакомить детей с историей, природой, культурой родного края. Воспитывать основы патриотизма, гражданственности и чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей посредством создания этнокультурной развивающей среды.
4. Воспитывать любовь к близким людям, стремление заботиться о них, формировать интерес к своей родословной.
5. Формировать у детей социально поощряемые нормы и правила поведения в окружающей среде.
Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» :
1. Приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям через знакомство с устным народным творчеством.
2. Ознакомление с видами народных ремёсел, прикладным искусством; его связи с бытом русского народа.
3. Воспитание уважения к человеку труда через знакомство с повседневным крестьянским бытовым укладом и народным календарём.
4. Знакомство детей с календарно – обрядовыми праздниками и играми.
Эти цели и задачи реализуются в процессе:
- образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействия с семьями детей.
Рабочая программа разработана и реализуется на основе следующих принципов:
• принципа развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• принципа научной обоснованности и практической применимости.
• принципа полноты, необходимости и достаточности,
• принципа единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования, где формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• принципа комплексно-тематического построения образовательного
процесса;
• принципа решения программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• принципа построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципа культуросообразности – учитываются национальные ценности и традиции.
Содержание рабочей программы обеспечивает :
• Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
• Формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
• Интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
• Формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
• Развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Образовательный процесс строится на основе партнёрского характера взаимодействия участников образовательных отношений.
При реализации программы воспитатель по необходимости может проводить оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1). Оптимизация образования
2). Оптимизации работы с группой детей
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)
Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во вза-имодействии с друзьями.
Социальный паспорт
Краткая характеристика группы
Группу посещают дети, рождённые в 2008 (11 детей, в 2009 (7 детей) и в 2010(5 детей). Группа состоит из 16 девочек и 7 мальчиков. Одна девочка эвенка, две девочки бурятки, остальные дети русские.
Социальный состав детей
Всего детей Полная семья Неполная семья Эвенки Буряты Русские Многодетная семья
23 19 4 1 2 20 1
Режим дня в дошкольного образовательного учреждения
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
• время приёма пищи;
• укладывание на дневной сон;
• общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5 - 6 часов.
Режим дня
Режимные моменты Старшая
5-6лет
Приём, осмотр, игры, дежурство 7.30-8.10
Утренняя гимнастика 8.10-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак, игры 8.30-8.55
Подготовка к занятиям 8.55-9.00
Занятия 9.00-10.50
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 10.50-12.25
Возвращение с прогулки, игры 12.25-12.40
Подготовка к обеду, обед 12.40-13.10
Подготовка ко сну, дневной сон 13.10-15.00
Постепенный подъём, воздушно-водные процедуры 15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.40
Занятия, кружки, развлечения 15.50-16.05
Игры, труд, индивидуальная работа 15.40-16.25
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой 16.25-17.45
Целевые ориентиры на этапе завершения программы для детей 5 -6 лет
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
8. Обладает начальными знаниями о культуре народов проживающих в нашей республике, проявляет активный, увлеченный интерес и положительное отношение к другим людям и самому себе.
9. Овладевает навыкам освоения социокультурного пространства, культурой поведения, сформированы социально поощряемые нормы и правила поведения в окружающей среде.
10. Проявляет желание оберегать и защищать представителей природного мира в ближайшем окружении, развита способность к сопереживанию.
11. Имеет представления о ценностях здорового образа жизни, проявляет интерес к детскому туризму.
12. Обладает начальными знаниями о русской народной культуре: быте, сказках, потешках, играх, праздниках и т. д.
13. Проявляет патриотические чувства, чувство принадлежности к своему народу, России.
14. Имеет представление о нравственных ценностях: доброте, справедливости, заботе, дружбе, верности и т. д.