Тимошенко Екатерина
Рабочая программа по преодолению ОНР у детей старшей групп
▼ Скачать + Заказать документы
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в логопедической группе старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста, для детей с тяжелыми нарушениями речи является программным документом для дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав ребенка, Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, Положением об организации групп компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида, специальной образовательной программой Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание 5 и 6 – летнего возраста с общим недоразвитием речи», а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Публикация «Рабочая программа по преодолению ОНР у детей старшей групп» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Разработанная рабочая программа представляет собой интеграцию примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех» и специальной образовательной программой Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание 5 и 6 – летнего возраста с общим недоразвитием речи». При написании данной Рабочей Программы был использован опыт работы, представленный в современных технологиях и научно-методических рекомендациях Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной, Н. В. Нищевой, Т. А. Ткаченко, С. В. Коноваленко, В. В. Коноваленко, О. С Гомзяк и др. Рабочая программа предусматривает интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
1.2 Цели и задачи деятельности по реализации Программы
Основной целью представленной программы является создание оптимальных условий для эффективного планирования, организации, управления коррекционно-логопедическим процессом в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Для реализации основной цели определены следующие задачи программы :
• своевременное выявление детей с ОНР и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в речевом развитии;
• создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР программы и их интеграции в ДОО;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОНР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
• разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми с ОНР, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в речевом развитии;
• реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОНР и формированию здорового образа жизни;
• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОНР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Данная рабочая программа учитывает требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Рабочей программой предусматривается необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, так как логопедическую группу для детей с ОНР посещают дети со второй и третьей группой здоровья, а также имеющие неврологические нарушения. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами. Это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
1.3 Принципы построения программы.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.
• Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
1.3 Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.
Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы для детей старшего дошкольного возраста.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
• ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;
• ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать, он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;
• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;
• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
• у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;
• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
II. Содержательный раздел
2.1 Задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности
Развитие моторных функций.
1. Работа по выработке четких координационных движений артикуляционного аппарата;
2. Развитие ощущений от движений органов артикуляции;
3. Формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
4. Развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
5. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составлением узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
6. Обучение мимической гимнастике;
7. Обучение самомассажу лица и шеи;
8. Формирование пространственных представлений
Развитие просодической стороны речи
1. Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
2. Формировать навык мягкого голосоведения.
3. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
4. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
1. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
2. Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Развитие словаря
1. Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
2. Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
3. Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
4. Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
5. Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению
понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
6. Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами;
7. Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
8. Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
9. Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
10. Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
1. Усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
2. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.
3. Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
4. Формировать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
5. Формировать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
6. Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
7. Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа
1. Сформировать у детей умение различать гласные и согласные звуки.
2. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
3. Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
4. Научить выделять начальные ударные гласные из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
5. Научить выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам в ряду звуков, слогов, слов.
6. Формировать представления о твердости-мягкости, согласных звуков
7. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех-пяти звуков.
8. Научить подбирать слова с заданным звуком.
9. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный твердый и мягкий звук и умение оперировать этими понятиями.
Работа над слоговой структурой слова
1. Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
2. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
3. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры.
4. Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.
5. Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
Обучение элементам грамоты
1. Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.
2. Познакомить с буквами.
3. Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
4. Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
5. Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами.
6. Сформировать навыки осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами.
7. Познакомить с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения, написание жи-ши с буквой И).
Развитие связной речи и речевого общения
1. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
2. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
3. Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
4. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Ожидаемые результаты освоения программы
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч. ;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко;
• простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• выделять из слова заданный звук, определять его положение: начало, середина, конец слова;
• определять на слух последовательность звуков в словах любой структуры;
• употреблять в речи термины «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласные звуки», «согласные звуки», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»; составлять графические схемы слов, предложений;
• строить при анализе звуков, слов, предложений связное высказывание с использованием терминологии;
• составлять слово из отдельных звуков;
• пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать);
• владеть элементарными графическими навыками;
• уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.
III.Организационный раздел.
3.1. Организация режима пребывания детей в группе
Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня.
Режим жизнедеятельности детей в ДОУ разработан на основе : Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
3.2 Основные направления коррекционной и образовательной деятельности
В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» связаны с основным направлением и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.
Речевое развитие:
• Развитие словаря;
• Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
• Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза, совершенствование фонематического восприятия;
• Развитие просодической стороны речи;
• Коррекция произносительной стороны речи;
• Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов;
• Развитие связной речи;
• Формирование коммуникативных навыков;
• Обучение элементам грамоты.
Познавательное развитие
• Сенсорное развитие;
• Развитие психических функций;
• Формирование целостной картины мира;
• Познавательно-исследовательская деятельность;
• Развитие математических представлений.
Художественно-эстетическое развитие
• Восприятие художественной литературы
• Конструктивно-модельная деятельность
• Изобразительная деятельность (рисование, аппликация)
• Лепка
• Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах)
Социально-личностное развитие
• Формирование общепринятых норм поведения
• Формирование гендерных и гражданских чувств
• Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевая игра, театрализованные игры)
• Совместная трудовая деятельность
• Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
Физическое развитие
• Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры)
• Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
3.3 Система коррекционной и образовательной деятельности
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится до первого июня и условно делится на три периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период – декабрь, январь, февраль;
III период – март, апрель, май.
Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной
диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.
3.4 Организационная образовательная деятельность
С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных группах в соответствии с утвержденным планом работы.
В группах логопедом проводится групповая, подгрупповая (с подгруппами из 3-5 детей) и индивидуальная работа.
На работу с группой и одной подгруппой детей в старшей группе отводится 20-25 минут.
Логопед проводит два типа групповых занятий :
- по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи;
- по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте;
В подгрупповые занятия объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Основная цель подгрупповых занятий – закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 4-5 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.
Занятия по развитию правильного звукопроизношения проводятся только в индивидуальной форме.
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- Развитие артикуляционной моторики.
- Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.
- Развитие речевого дыхания и голосообразования.
- Постановка отсутствующих или искажённых звуков.
- Автоматизация и дифференциация звуков.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Структура индивидуального логопедического занятия.
1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнении, упражнения для развития мимических мышц.
2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
3. Упражнения по развитию речевого дыхания.
4. Упражнения по формированию речевого голоса.
5. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
6. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
7. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
8. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
9. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться по усмотрению учителя-логопеда.
3.5 Интеграция учителя-логопеда и воспитателей
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:
• совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях;
• обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
• оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
• взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;
• совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
• еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• индивидуальная работа;
• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
В работе с детьми важное значение имеет совместная работа логопеда и воспитателей. Специалисты группы ставят перед собой задачи, направленные не только на коррекцию речевого недоразвития, но и на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах. Эти недостатки обусловлены особенностями речевого дефекта.
3.6 Взаимодействие с семьями воспитанников
Цель: создание единого коррекционно-развивающего пространства
Задачи:
1. Фомирование у родителей представлений об особенностях развития детей с
нарушениями речи.
2. Привлечение родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы коррекционного ДОУ.
2. Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления речевых нарушений.
3. Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики коррекционной
работы с детьми.
3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.