Лучший педагог года

Рабочая программа по преодолению ОНР у детей старшей групп

Тимошенко Екатерина
Рабочая программа по преодолению ОНР у детей старшей групп
▼ Скачать + Заказать документы

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в логопедической группе старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста, для детей с тяжелыми нарушениями речи является программным документом для дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав ребенка, Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, Положением об организации групп компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида, специальной образовательной программой Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание 5 и 6 – летнего возраста с общим недоразвитием речи», а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Публикация «Рабочая программа по преодолению ОНР у детей старшей групп» размещена в разделах

Разработанная рабочая программа представляет собой интеграцию примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех» и специальной образовательной программой Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание 5 и 6 – летнего возраста с общим недоразвитием речи». При написании данной Рабочей Программы был использован опыт работы, представленный в современных технологиях и научно-методических рекомендациях Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной, Н. В. Нищевой, Т. А. Ткаченко, С. В. Коноваленко, В. В. Коноваленко, О. С Гомзяк и др. Рабочая программа предусматривает интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

1.2 Цели и задачи деятельности по реализации Программы

Основной целью представленной программы является создание оптимальных условий для эффективного планирования, организации, управления коррекционно-логопедическим процессом в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Для реализации основной цели определены следующие задачи программы :

• своевременное выявление детей с ОНР и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в речевом развитии;

• создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР программы и их интеграции в ДОО;

• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОНР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми с ОНР, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в речевом развитии;

• реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОНР и формированию здорового образа жизни;

• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОНР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Данная рабочая программа учитывает требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Рабочей программой предусматривается необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, так как логопедическую группу для детей с ОНР посещают дети со второй и третьей группой здоровья, а также имеющие неврологические нарушения. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами. Это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

1.3 Принципы построения программы.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

• принцип интеграции усилий специалистов;

• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

• принцип постепенности подачи учебного материала;

• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.

• Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

1.3 Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.

Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы для детей старшего дошкольного возраста.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

• ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;

• ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать, он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;

• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;

• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;

• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

• у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;

• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;

• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;

• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

II. Содержательный раздел

2.1 Задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности

Развитие моторных функций.

1. Работа по выработке четких координационных движений артикуляционного аппарата;

2. Развитие ощущений от движений органов артикуляции;

3. Формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

4. Развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;

5. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составлением узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;

6. Обучение мимической гимнастике;

7. Обучение самомассажу лица и шеи;

8. Формирование пространственных представлений

Развитие просодической стороны речи

1. Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

2. Формировать навык мягкого голосоведения.

3. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

4. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

2. Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Развитие словаря

1. Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

2. Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

3. Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

4. Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

5. Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению

понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

6. Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами;

7. Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

8. Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

9. Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

10. Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1. Усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

2. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.

3. Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

4. Формировать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

5. Формировать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

6. Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

7. Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

1. Сформировать у детей умение различать гласные и согласные звуки.

2. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.

3. Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

4. Научить выделять начальные ударные гласные из слов, различать слова с начальными ударными гласными.

5. Научить выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам в ряду звуков, слогов, слов.

6. Формировать представления о твердости-мягкости, согласных звуков

7. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех-пяти звуков.

8. Научить подбирать слова с заданным звуком.

9. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный твердый и мягкий звук и умение оперировать этими понятиями.

Работа над слоговой структурой слова

1. Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.

2. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

3. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры.

4. Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.

5. Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

Обучение элементам грамоты

1. Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.

2. Познакомить с буквами.

3. Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

4. Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

5. Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами.

6. Сформировать навыки осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами.

7. Познакомить с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения, написание жи-ши с буквой И).

Развитие связной речи и речевого общения

1. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

2. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

3. Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

4. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Ожидаемые результаты освоения программы

• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;

• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

• владеть элементарными навыками пересказа;

• владеть навыками диалогической речи;

владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч. ;

• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко;

• простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;

• использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

• выделять из слова заданный звук, определять его положение: начало, середина, конец слова;

• определять на слух последовательность звуков в словах любой структуры;

• употреблять в речи термины «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласные звуки», «согласные звуки», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»; составлять графические схемы слов, предложений;

• строить при анализе звуков, слов, предложений связное высказывание с использованием терминологии;

• составлять слово из отдельных звуков;

• пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать);

• владеть элементарными графическими навыками;

• уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.

III.Организационный раздел.

3.1. Организация режима пребывания детей в группе

Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня.

Режим жизнедеятельности детей в ДОУ разработан на основе : Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

3.2 Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» связаны с основным направлением и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

Речевое развитие:

• Развитие словаря;

• Формирование и совершенствование грамматического строя речи;

• Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза, совершенствование фонематического восприятия;

• Развитие просодической стороны речи;

• Коррекция произносительной стороны речи;

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов;

• Развитие связной речи;

• Формирование коммуникативных навыков;

• Обучение элементам грамоты.

Познавательное развитие

• Сенсорное развитие;

• Развитие психических функций;

• Формирование целостной картины мира;

• Познавательно-исследовательская деятельность;

• Развитие математических представлений.

Художественно-эстетическое развитие

• Восприятие художественной литературы

• Конструктивно-модельная деятельность

• Изобразительная деятельность (рисование, аппликация)

• Лепка

• Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах)

Социально-личностное развитие

• Формирование общепринятых норм поведения

• Формирование гендерных и гражданских чувств

• Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевая игра, театрализованные игры)

• Совместная трудовая деятельность

• Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

Физическое развитие

• Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры)

• Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

3.3 Система коррекционной и образовательной деятельности

Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится до первого июня и условно делится на три периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период – декабрь, январь, февраль;

III период – март, апрель, май.

Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной

диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.

3.4 Организационная образовательная деятельность

С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных группах в соответствии с утвержденным планом работы.

В группах логопедом проводится групповая, подгрупповая подгруппами из 3-5 детей) и индивидуальная работа.

На работу с группой и одной подгруппой детей в старшей группе отводится 20-25 минут.

Логопед проводит два типа групповых занятий :

- по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи;

- по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте;

В подгрупповые занятия объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Основная цель подгрупповых занятий – закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 4-5 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.

Занятия по развитию правильного звукопроизношения проводятся только в индивидуальной форме.

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

- Развитие артикуляционной моторики.

- Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.

- Развитие речевого дыхания и голосообразования.

- Постановка отсутствующих или искажённых звуков.

- Автоматизация и дифференциация звуков.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Структура индивидуального логопедического занятия.

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнении, упражнения для развития мимических мышц.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по формированию речевого голоса.

5. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

6. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

7. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

8. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

9. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться по усмотрению учителя-логопеда.

3.5 Интеграция учителя-логопеда и воспитателей

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:

• совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях;

• обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;

• оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;

• взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;

• совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов;

• еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:

• логопедические пятиминутки;

• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

• индивидуальная работа;

• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

В работе с детьми важное значение имеет совместная работа логопеда и воспитателей. Специалисты группы ставят перед собой задачи, направленные не только на коррекцию речевого недоразвития, но и на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах. Эти недостатки обусловлены особенностями речевого дефекта.

3.6 Взаимодействие с семьями воспитанников

Цель: создание единого коррекционно-развивающего пространства

Задачи:

1. Фомирование у родителей представлений об особенностях развития детей с

нарушениями речи.

2. Привлечение родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы коррекционного ДОУ.

2. Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления речевых нарушений.

3. Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики коррекционной

работы с детьми.

3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.

Публикации по теме:

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Рабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 летРабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 лет АБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ НА 2018-2019.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по преодолению ОНР у детей старшей групп
Опубликовано: 31 августа 2020 в 09:10
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по преодолению ОНР у детей старшей групп» (включая файлы) размещена пользователем Тимошенко Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД