Наталья Савина
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 1 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа «Окружающий природный мир» для учащихся 1 класса (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Публикация «Рабочая программа по предмету „Окружающий природный мир“ для 1 класса» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир, 1 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Приказ Минобрнауки России Об утверждении Порядка «Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (№ 1015 от 30.08.2013.).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, от 19 декабря 2014 года № 1599.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. – 365с.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.
• Учебный план КОУ «Исилькульская адаптивная школа - интернат».
Цель обучения предмету в первом классе – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются :
- формирование представлений об объектах и явлениях живой и неживой природы,
- формирование представлений о временах года, характерные признаки времен года, погодных изменениях;
- формирование представлений об объектах неживой природы (вода, лес, луг, огонь);
- формирование элементарных представлений о животном и растительном мире, значении в жизни человека.
Общая характеристика учебного предмета
Важным аспектом обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др., о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима, суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь, учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) происходит по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов. Затем ребенок учится их различать, объединять в группы. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объему и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
Программа первого класса представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Окружающий природный мир» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.
Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме.
При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:
• образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;
• ВК сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ. ФГОС;
• ВК сообщество, Дети и родители;
• ВК сообщество, TUTOR TIME;
• ВК сообщество, «Сундучок» для педагогов и родителей;
• ВК сообщество, Дефектология Проф;
• ВК сообщество, Дефектолог. BY;
• ВК сообщество, коррекционный педагог – эксперт;
• ВК сообщество, Педагогическая копилка;
• Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Весь учебный материал по предмету «Окружающий природный мир» размещается на сайте https://www.maam.ru/users/savina83.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год программа рассчитана на 58 часов в год (2 часа в неделю).
Примерные планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
• формирование уважительного отношения к окружающим;
• освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Возможные предметные результаты
Уметь различать солнце, луну
Уметь различать день -ночь;
Уметь соотносить деятельность человека с частями суток
узнавать (различать) растения - дерево, куст, трава;
узнавать (различать) деревья – береза, ель.
Узнавать, различать времена года – осень.
уметь выбирать предметы (изображение) одежды из группы предметов с учетом сезонных изменений – осени, лета, зимы, весны.
Учить выбирать предметы (изображение) обуви из группы предметов с учетом сезонных изменений – осени, зимы, весны, зимы.
Уметь различать, узнавать явление природы - дождь
Узнавать, различать явление природы – листопад
узнавать (различать) фрукты – яблоко, банан, груша.
различать съедобные и несъедобные части фрукта;
узнавать (различать) овощи – помидор, огурец, морковь.
Учить различать съедобные и несъедобные части фрукта;
Узнавать и различать ягоды (клубника, малина, смородина)
Узнавать, различать домашних животных - собака, кошка, корова, лошадь.
Узнавать, различать явление природы - снегопад
Узнавать, различать диких животных – заяц, лиса, волк, медведь, белка, еж; объединять диких животных в группу «дикие животные»
Узнавать, различать домашнюю птицу – петух, курица, утка, индюк, гусь.
Узнавать, различать домашние животные – овца, коза, объединять животных в группу «домашние животные»
Узнавать, различать явление природы – капелью.
Формировать представление о днях недели, их названии, последовательности, уметь связывать с определёнными видами деятельности.
Находить объекты, которые находятся на небе.
Находить объекты, которые находятся на небе.
Узнавать, различать весенние цветы.
Узнавать, различать птиц – воробей, голубь.
Узнавать, различать насекомых – бабочка, муха, пчела.
Изучение предмета «Окружающий природный мир» в 1 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
- осознание себя как одноклассника, друга;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.
Коммуникативные результаты:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Регулятивные результаты:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями;
- следовать предложенному плану, работать в общем темпе.
Познавательные результаты:
- сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
- наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Методы диагностики и критерии результативности
Во время обучения в первом дополнительном классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Окружающий природный мир» проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)
2 этап – январь (промежуточная диагностика)
3 этап – май (итоговая диагностика)
Результат оцениваются по следующим критериям:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно,
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или неверб.,
3 балла - выполняет действие по образцу,
2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью,
1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью,
0 баллов - действие не выполняет.
Полученные данные заносятся в карту развития.
Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)
2 этап – январь (промежуточная диагностика)
3 этап – май (итоговая диагностика)
Оценка базовых учебных действий оцениваются по следующим критериям:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требует оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнить действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Полученные данные заносятся в таблицу фиксации результатов сформированности БУД.
Тематический план
№ п/п Наименование разделов Всего часов
1 Растительный мир. 17 часов
2 Животный мир. 17 часов
3 Объекты природы. 6 часов
4 Временные представления. 18 часов
Итого 58 часов
Содержание предмета.
Растительный мир.
Растения - дерево, куст, трава. Деревья – береза, ель. Деревья в природе и жизни человека. Фруктовые деревья. Фрукты (яблоко, банан, груша, слива, апельсин, персик). Съедобные и несъедобные части фрукта. Грядка в огороде. Овощи (помидор, огурец, морковь, лук, картофель, капуста). Съедобные и несъедобные части овощей. Ягоды (клубника, малина, смородина). Весенние цветы - одуванчик, подснежник. Овощи. Фрукты. Ягоды.
Животный мир.
Домашние животные - собака, кошка. Домашнее животное - корова, лошадь. Дикие животные – заяц, лиса, волк. Дикие животные –медведь, белка, еж. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Домашняя птица – петух, курица, утка. Домашняя птица – индюк, гусь. Домашние животные – овца, коза. Объединение животных в группу «домашние животные». Птицы нашего двора – воробей, голубь. Насекомые – бабочка, муха, пчела.
Объекты природы.
Формирование представления о Солнце. Формирование представления о Луне. Луна и Солнце в жизни человека и природы. Формирование представления о земле и небе. Различение земли и неба. Объекты природы – небо. Объекты природы – земля. Различение земли, неба.
Временные представления.
День – ночь. Части суток – утро, день, вечер, ночь. Занятия людей в течение суток. Времена года – осень. Одежда человека осенью. Обувь человека осенью. Явление природы – дождь. Явление природы - листопад Времена года – зима. Явление природы - снегопад. Одежда человека зимой. Обувь человека зимой. Времена года – весна. Явление природы - капель. Одежда человека весной. Обувь человека весной. Дни недели. Времена года – лето. Одежда человека летом. Обувь летом.
Программно-методическое обеспечение :
комплект рабочих тетрадей -Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. «Я - говорю!» : «Я и мир животных», «Я и мир растений».
пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Покажи и назови», автор Ю. В. Захарова, раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И. В. Ковалец.
пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я и окружающий мир», авторы: Т. В. Демьяненок, Ю. Н. Кислякова, И. Ю. Оглоблина.
Материально-техническое обеспечение предмета включает : демонстрационный материал; технические средства обучения: ноутбук.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью;
2. примерная адаптированная основная образовательная программа разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).